7.1. МУ к ПЗ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Аяпова Б.А.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Организация и управление дошкольным образованием»

 

Для студентов специальности 5В010100 – «Дошкольное обучение и воспитание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шымкент, 2016

 

Составитель: Аяпова Б.А. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Организация и управление дошкольным образованием». — Шымкент: ЮКГПИ, 2016.– 16 с.    

Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Организация и управление дошкольным образованием» и включают все необходимые сведения по выполнению тем практических занятий курса.

Методические указания предназначены для студентов специальности 5В010100 – «Дошкольное обучение и воспитание».

 

Рецензент: Жапбарова Г.А.к.п.н., старший преподаватель кафедры «Дошкольное воспитание и дефектология» Южно-Казахстанского государственного педагогического института

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Дошкольное воспитание и дефектология»

____ ______ 2016 г. (протокол № ).

 

Заведующий кафедрой

к.ф.н, доцент _____________________ Ж.А. Масалиева

 

 

Методические указания рассмотрены и представлены на утверждение методической комиссией факультета Начального образования и педагогики

Протокол № «___»___________2016 г.

Председатель УМК________________Абуова Б.Ж.

 

 

   Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом ЮКГПИ, протокол

№ ___ от «____» ______________ 201_ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Наименование

Стр.

 

Введение

4

 

Занятие 1. Дошкольное воспитание в годы Советской власти

6

 

Занятие 2. Обновление системы дошкольного образования в Республике Казахстан в период 1990-2010 годы

7

 

Занятие 3. Вариативность современного дошкольного образования

7

 

Занятие 4. Сущность, цель, задачи управления дошкольной организацией

8

 

Занятие 5. Методы управления

8

 

Занятие 6. Содержание работы и должностные обязанности заведующего

9

 

Занятие 7. Законодательные гарантии получения образовательных услуг

9

 

Занятие 8. Дошкольная организация как система и объект управления

10

 

Занятие 9. Квалификационная характеристика руководителя и педагогических работников дошкольной организации

11

 

Занятие 10. Комплектование кадров

11

 

Занятие 11. Порядок открытия и организации детского сада

12

 

Занятие 12. Смета и финансирование дошкольной организации

12

 

Занятие 13. Виды планирования работы дошкольной организации

13

 

Занятие 14. Характеристика типов дошкольных организаций

13

 

Занятие 15. Мониторинг качества работы дошкольной организации

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цели и задачи практических и семинарских занятий

Цели:

1 развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов;

2 закрепление, углубление и расширение знаний учебной дисциплины;

3 закрепление системных знаний о дисциплине, составляющих содержание лекционного курса;

Задачи :

1 обучение студентов практическим приемам и элементарным методам анализа теоретических положений и концепций методики развития речи дошкольников;

3 вооружение студентов понятиями и терминами, необходимыми при изучении дисциплины

4 приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических и научных методов в решении конкретных практических задач;

5 изучение и анализ литературных источников по конкретной теме учебной дисциплины;

6 развитие логического мышления и методического чутья.

 

Формами проведения практических занятий могут быть:

3 работа с первоисточниками;

6 творческие работы

7 обсуждение инициативных задач и вопросов, предложенных студентами;

8 обсуждение сообщений и докладов студентов;

9 обсуждение конкретных вопросов учебной дисциплины;

10 анализ теоретических положений и концепций учебной дисциплины;

11 решение проблемных ситуаций;

5 семинар – «круглый стол»; диспут; дискуссия; мини-конференция; конкурсы;

6 защита рефератов

 

Требования к организации и проведению практических и семинарских занятий

1 Практические занятия организуются и проводятся в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.

2 Практические занятия проводятся в составе академической группы студентов.

3 Практические занятия обеспечиваются необходимыми сборниками задач и упражнений, информационно-справочной литературой, первоисточниками , а также методическими рекомендациями, выполненными на твердом (бумажном) и электронном носителях.

Методические рекомендации студентам по подготовке к занятиям

На практических и семинарских занятиях по методике развития речи дошкольников студенты должны показать знание теоретических основ элементарного курса дошкольной педагогики , умение находить, обсуждать и оценивать факты методической науки. Поэтому для подготовки к каждому практическому занятию обязательной является подготовка ответов на вопросы по теме и выполнение заданий.

Для подготовки ответов на вопросы студентам следует повторить материал по теме занятия, пользуясь текстом лекции и рекомендованной по каждой теме литературой, составить глоссарий по теме.

Студент должен быть готов к таким формам текущего контроля, как устный фронтальный и индивидуальный опрос, проверка письменных заданий, текущее тестирование, проверка домашнего задания.

На занятия вынесены вопросы, требующие обсуждения теоретических положений и концепций.

5. Порядок проведения занятий

1 Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом, имеющимся в силлабусе;

2 Формулируется тема занятия; поясняется связь темы с другими темами учебной дисциплины и занятиями;

3 Проверяется готовность студентов к занятию (проверка домашних заданий, конспектов, глоссария, беседа о найденной литературе);

4 Проводится непосредственно занятие согласно тематике и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины;

5 Подводятся итоги занятия;

6 В соответствии с модульно-рейтинговой системой и графиком контроля знаний (ГКЗ) результаты работы каждого студента оцениваются соответствующими баллами и эти баллы передаются лектору в контрольные сроки.

 

6. Литература

Основная литература

1. Управление персоналом. Словарь-справочник // http://psyfactor.by.ru/personal5.htm

2. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.– М.: Высш. шк., 1991.

3. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. – М.: Знание, 1989.

4. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.

5. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). –М.: Экономика, 1989.

6. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.– Мн.: Университетское, 1989.

7. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.– М.: Высш. шк., 1991.

8. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.– М.: Профиздат, 1991.

9. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.– Новосибирск: Наука, 1987.

10. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения // http://www.businessmag.ru/publishing/ksupp/businessgame/

11. Абрамова Г.С., Степанович В.А. деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург, 1999.

12. Бельчиков Я.М. Деловые игры. – Рига,1989.

13. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту. Деловые игры. – М.,1998.

Дополнительная литература

14. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. – М., 2000.

15. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

16. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М.,2002.

17. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Т.2 – теория и методология учебных деловых игр. – М.,2000.

18. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера. – М.,2004.

19. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.

20. Игровые и активные методы обучения в педвузе. – М.,1991.

 

WEB сайты:

1. www. Pedlib.ru/ Books/1/0078-1.shtml

2. www. Current_pedagogy.academic.ru

 

7. Обязанности студента

Студент обязан:

1 перед занятиями ознакомиться с планом занятия, его целью и задачами согласно методическим рекомендациям;

2 проработать теоретический материал по лекциям, Интернет-ресурсам и указанной литературе;

3 активно работать в ходе занятия; выполнить задания;

4 творчески относиться к выполнению заданий;

5 оформить результаты предлагаемых заданий соответствующим образом

 

 

 

Содержание занятий

 

Занятие 1.

 

Дошкольное воспитание в годы Советской власти

1.Первые детские сады в Казахстане, их типы: воспитательные дома, приюты, красные юрты, детские сады, ясли и др.

2. Особенности организации и работы.

3. Документы Советского правительства и Наркомпроса по дошкольному воспитанию

— презентации на основе современных мультимедийных средств.

 

Задание для самостоятельной работы

— Подготовить сообщение об одном из новых методов в современной педагогике.

 

Основная литература

1 Закон РК «Об образовании»(27.07.2007).

2. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы (07.12.2010) № 1118. – Астана.

3. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 гг. – Астана,2010.

 

Дополнительная литература

1. Зверева О.У. Родительские собрания в ДОУ. – М.,2000.

2. Кайнар. Программа воспитания , образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – Алматы,2007.

3. Методист детского сада. – М.,1994.

 

WEB сайты:

1. https://urss.ru/PDF/add_ru/190997-1.pdf

2. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00219532_0.html

 

 

 

Занятие 2.

Обновление системы дошкольного образования в Республике Казахстан в период 1990-2010 годы

1.Система дошкольного образования в Советский период до 1990 года.

2. Обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в Республике Казахстан в период 1990-2010 годы.

3. Новые тенденции развития ДОУ на современном этапе .

 

Задание для самостоятельной работы

Полготовить ответы в тезисной форме по каждому пункту плана занятия.

 

Основная литература

1. Государственный общеобразовательный стандарт РК. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения. МОН РК. – Астана, 2009.

2. Постановление Правительства РК «Концепция предшкольного образования» от 22.11.1999 г. № 1762.

3. Типовые правила о порядке деятельности дошкольных организаций в РК. – Постановление Правительства РК от 11.12.2004 г. № 1353.

Дополнительная литература

1. Программа «Балбобек». – Алматы,1999.

2. Руководство коллективом. – Караганда, 2003.

3. Типовые правила об организации деятельности дошкольных мини-центров с полным и неполным днем пребывания детей. – Астана,2006.

4. Программа преддошкольной подготовки детей. – Семипалатинск,1999.

 

WEB сайты:

1. https://.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_6/a11.html

2. https://.tspu.edu.ru/images/…/OPD_F_04_UprawIenie_dosckoIniem_obrazowaniem.do.

3. https://oltest.ru/files/upravlenie_doshkolnym_obrazovaniem_voprosy_s_otvetami.pdf

 

 

Занятие 3.

Вариативность современного дошкольного образования

1. Проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

2. Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения РК (Программа «Балапан»).

3. Подготовка педагогических кадров для системы дошкольного воспитания и обучения.

 

Задание для самостоятельной работы

— Провести деловую игру «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми»

 

Основная литература

1. Бондаренко А.К. Поздняк Л.В. Заведующий дошкольным учреждением. – М.,1984.

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.,2005.

3. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М.,1990.

4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.,2007.

 

Дополнительная литература

1. Руководство коллективом. – Караганда, 2003.

2. Типовые правила об организации деятельности дошкольных мини-центров с полным и неполным днем пребывания детей. – Астана,2006.

3. Программа преддошкольной подготовки детей. – Семипалатинск,1999.

 

WEB сайты:

1. https://urss.ru/PDF/add_ru/190997-1.pdf

2.https://.tspu.edu.ru/images/…/OPD_F_04_UprawIenie_dosckoIniem_obrazowaniem.do.

3. https://oltest.ru/files/upravlenie_doshkolnym_obrazovaniem_voprosy_s_otvetami.pdf

 

 

Занятие 4.

Сущность, цель, задачи управления дошкольной организацией

1.Ориентация на обеспечение осознания приоритетности образовательной работы и интеллектуальной направленности.

2. Основная направленность ОУДО – освоить прогрессивные технологии.

3.Гибкие организационные формы образовательного процесса в детских садах.

4.Способы органического сочетания педагогического мастерства и организаторских способностей воспитателя дошкольной организации.

 

Задание для самостоятельной работы

 

 

Основная литература

1 Закон РК «Об образовании»(27.07.2007).

2. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы (07.12.2010) № 1118. – Астана.

3. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 гг. – Астана,2010.

4. Государственный общеобразовательный стандарт РК. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения. МОН РК. – Астана, 2009.

5. Постановление Правительства РК «Концепция предшкольного образования» от 22.11.1999 г. № 1762.

6. Типовые правила о порядке деятельности дошкольных организаций в РК. – Постановление Правительства РК от 11.12.2004 г. № 1353.

 

 

Занятие 5.

Методы управления

1.Методы управления детской организацией и специфика их.

2.Метод стимулирования, метод активизации деятельности педагогов.

3.Условия управления воспитательно-образовательным процессом.

4. Педагогическое сотрудничество, привлечение воспитателей к анализу и самоанализу педагогической деятельности.

 

Задание для самостоятельной работы

 

Основная литература

1. Типовые правила о порядке деятельности дошкольных организаций в РК. – Постановление Правительства РК от 11.12.2004 г. № 1353.

2. Постановление Правительства РК от 11.11.2004 г. № 1180, определяющее деятельность дошкольных мини-центров с полным и неполным днем пребывания.

3. Бондаренко А.К. Поздняк Л.В. Заведующий дошкольным учреждением. – М.,1984.

4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.,2005.

5. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М.,1990.

6. Севрук А.И., Юнина Е.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.,2007.

 

Занятие 6.

Содержание работы и должностные обязанности заведующего

1. Ведение делопроизводства.

2. формирование контингента воспитанников.

3. руководство административно-хозяйственной деятельностью .

4. организация и контроль питания детей.

5. методическая работа с кадрами.

6. контроль воспитательно-образовательной работы.

7. подбор и расстановка педагогических кадров и вспомогательного персонала.

 

Задание для самостоятельной работы

 

 

 

Дополнительная литература

16. Руководство коллективом. – Караганда, 2003.

17. Типовые правила об организации деятельности дошкольных мини-центров с полным и неполным днем пребывания детей. – Астана,2006.

18. Программа преддошкольной подготовки детей. – Семипалатинск,1999.

 

 

Занятие 7.

Законодательные гарантии получения образовательных услуг

1.Законодательные гарантии получения образовательных услуг.

2. Основные нормативно-правовые документы до-школьной организации: Закон РК «Об образовании» (2007), Конвенция о правах ребенка (1959), Постановление Правительства РК № 1353 Об утверждении Типовых правил деятельности дошкольных организаций образования (2004); Положение о мини-центрах (2006); ГОСО РК 1.001-2009 – Дошкольное воспитание и обучение.

 

Задание для самостоятельной работы

— Кратко законспектируйте тему «Функции педагога в проведении деловых игр» из научных источников (например: Игровые и активные методы обучения в педвузе. – М.,1991.)

— Проведите деловую игру «Решить педагогические ситуации».

Ситуация 1. Когда детям рассказывают сказку, мальчик Саша, все время говорит и говорит, и не слушает сказку. Другие дети внимательно слушают, но Саша им мешает. Как быть в этой ситуации?

Ситуация 2. Воспитанник старшей группы Игорь, придя в детский сад утром, нечаянно опрокинул цветок стоящий на полке. Когда пришла воспитательница, он как ни бывало играл машинкой. На вопрос воспитателя он не реагировал. Как быть в такой ситуации?

Ситуация 3. Мальчик Миша играл кубиками по середине группы. Нечаянно его задела девочка Оля играя с куклой на коляске. Миша стал громко плакать, а Оля просила прощения, но он не успокаивался. Что делать педагогу в такой ситуации?  

Ситуация 4. Во время прогулки дети шли по улице. Вдруг подошла к ним собака. Дети стали гладить собаку, а девочка Аня ударила собаку по голове. Другая девочка Соня дала ей замечание. Девочки стали драться. Как быть?

 

Рекомендуемая литература 

1.Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

2. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.– М.: Высш. шк., 1991.

3. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. – М., 2000.

4. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

Модуль 2 Образовательная организация как объект управления

 

Занятие 8.

Дошкольная организация как система и объект управления

1. Цель и задачи дошкольной организации.

2. Содержание и направление организационно-педагогической деятельности, ее структура.

 

Задание для самостоятельной работы

Ответьте на вопросы:

— В чем заключается роль педагога в определении темы и целей деловой игры?

— Какие практические цели может иметь деловая игра? А какие теоретические?

— Составьте цель деловой игры, которая бы могла ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты

 

Рекомендуемая литература 

1.Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.– М.: Высш. шк., 1991.

2. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.– Новосибирск: Наука, 1987.

3. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения // http://www.businessmag.ru/publishing/ksupp/businessgame/

4. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург, 1999.

5. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

Занятие 9.

Квалификационная характеристика руководителя и педагогических работников дошкольной организации

1. Профессиональная компетентность.

2. Личностные качества воспитателя.

3. Навыки и умения работать с детьми в условиях ДОУ.

 

Задание для самостоятельной работы

— Определите виды следующих педагогических игр:

1. «Пойми меня»

Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин, не называя его, не используя жестов, ни рисунковДругой игрок должен назвать термин.

Правовые термины: право, закон, свобода, конвенциятветственность, обязательства.

2. «Кто больше»

Командам поочередно предлагается назвать сказки, в которых нарушены права.

3.  «Театральная комната».

Капитаны выбирают карточку, на которой написан № статьи конвенции. Команде необходимо инсценировать отрывок из сказки, в которой описывается именно эта статья. Инсценировка без слов, используя только звуковые, танцевальные и музыкальные приемы.

Время для подготовки 1 минута.

 

Рекомендуемая литература 

1. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.

2. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.

3. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения // http://www.businessmag.ru/publishing/ksupp/businessgame/

4. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

Занятие 10.

Комплектование кадров

1.Квалификационная характеристика руководителя и педагогических работников дошкольной организации.

2. Штат и щтатное расписание.   

3. Особенности применения Трудового кодекса РК в системе образования.

 

Задание для самостоятельной работы

— Напишите сценарий и проведите один из видов тренинга (по выбору)

 

Рекомендуемая литература 

1. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник для студентов вузов. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001. — 210с.

2. Смолкин А.М. Методы активного обучения. — М.: Высшая школа, 1999. — 300с.

 

Занятие 11.

Порядок открытия и организации детского сада

1.Порядок открытия и организации частного детского сада.

2. Порядок открытия и организации мини-центра.

3. Порядок открытия и организации семейного детского сада.

4. Порядок выдачи лицензии, учредительные документы, регистрация.

 

Задание для самостоятельной работы

Сделайте краткое сообщение об истории деловых игр.

— Перечислите компоненты деловых игр в форме таблицы

 

Рекомендуемая литература 

1. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

2. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.

3. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989.— 175 с.

4. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.

6. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

Занятие 12.

Смета и финансирование дошкольной организации

1. Статьи расходов сметы.

2. Расход на содержание одного ребенка в год, тарификация педагогических и медицинских работников детской организации.

3. Заработная плата, ее целевое обоснование в смете.

4.Материально-техническая база дошкольных организаций.

5. Финансирование дошкольной организации.

 

Задание для самостоятельной работы

— Каждый из студентов должен подговить один из пунктов структуры деловой игры.

 

Рекомендуемая литература 

1.Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.

2. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.

3. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

Занятие 13.

Виды планирования работы дошкольной организации

1. Планирование – основная функция управления дошкольной организацией.

2. Виды планирования.

3. Структура и содержание годового, перспективного, текущего, месячного, календарного плана.

 

Задание для самостоятельной работы

   Проведите в группе деловую игру «Журналист»

Игровая задача:

Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, ребята должны были за один день сделать газету. Самостоятельно — от момента первого впечатления до редакторской работы над оригинал-макетом — и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общими усилиями мы справились — ребята расходились по домам уставшие и довольные, со «свежеотпечатанной» газетой в руках.

Ход игры:

Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.

Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.

В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика…

 

Рекомендуемая литература 

1.Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения // http://www.businessmag.ru/publishing/ksupp/businessgame/

2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург, 1999.

3. Бельчиков Я.М. Деловые игры. – Рига,1989.

4. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

Занятие 14.

Характеристика типов дошкольных организаций

1.Виды и типы дошкольных организаций.    

2.Зарубежные модели дошкольных организаций.

 

Задание для самостоятельной работы

— Составьте сценарий для метода инсценировки.

 

Рекомендуемая литература 

1.Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник для студентов вузов. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001. — 210с.

2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н: издательский центр «Март», 2002. — 320с.

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. — М. — Сфера, 2005. — 64с.

4. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

Занятие 15.

Мониторинг качества работы дошкольной организации

1. Функции и содержание деятельности государственной инспекции в области образования.

2. Права инспекции.

 

Задание для самостоятельной работы

— Ответьте на вопрос; «Каких целей достигает работа над проектом?», используя таблицу приобретения навыков при проведении игровых проектов:

 

Индивидуальные навыки:

Определять задачи, которыми стоит заниматься

Формировать независимые суждения

Развивать личный интерес и углублять знания в определенной области

Приобретать навыки самоорганизации

Развивать практические навыки

Создавать что-либо свое

Делать то, что имеет практическое применение

Делать что-либо уникальное

Развивать способность справляться с новыми проблемами

Собирать и анализировать незнакомую информацию

Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач)

Учиться анализировать и оценивать чужую работу (124)

Научиться более активно учиться

Развивать в себе инициативность

 

Навыки работы в группах:

Учиться работать в группах

Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч

Участвовать в процессе принятия решений

Приобретать навыки сотрудничества

Развивать чувство такта и дипломатичность

Руководить людьми и направлять их деятельность

 

Работа с личным самосознанием:

Изучать собственные сильные и слабые стороны

Получать чувство удовлетворения от проделанной работы

Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче

Добиваться чувства автономии и свободы в процессе обучения

 

Навыки общения:

Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффективной форме (письменно или устно)

Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации

Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации

Учиться писать понятный отчет о проделанной работе

 

Рекомендуемая литература 

1.Урустаева Г.Д. Педагогика высшей школы: активные методы и формы обучения. — Алматы, 1999. — 380с.

2. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. — М.: МАНИПТ, 2002. — 180с.

3. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. – М.,1991.

 

 

 

 

Аяпова Бақыт Алишеровна

 

 

 

Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине «Организация и управление дошкольным образованием»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать __________________________

(числоесяц.год)

Формат бумаги XxY 1/16

Бумага типографская. Печать офсетная. Объем ……п.л.

Тираж …….экз. Заказ № …….*

 

 

 

 

 

© Издание Южно-Казахстанского государственного педагогического института

им. М.Ауезова

 

 

Издательский центр ЮКГПИ, г. Шымкент, ул.

 

*Данные значения выставляются ИЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Posted in Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *