Имя существительное как часть речи. 5-й класс

  • Зайнуллина Гульнара Данисовна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся у детей
    знания об имени существительном как части речи;
  • ознакомить учащихся с существительными,
    имеющими значение признака действия;
  • способствовать развитию у школьников речи,
    мышления, памяти;
  • воспитывать интерес к русскому языку, к книге;
  • воспитывать патриотические чувства на примере
    поэзии и прозы о войне, о Родине;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей
    нас природе.

Оборудование: портрет М. Джалиля;
рисунок памятника М. Джалилю в г. Казани; таблица
«Самостоятельные и служебные части речи»;
рисунки вода – золотая рыбка, льды – белый
медведь, пустыня – верблюд, дом – мальчик слова:
вода, лед, трава, песок, глина, дом, кран, самолет;
карточки с разноуровневыми заданиями; карточки
для домашнего задания, аудиокассета с песней
«Чунга-Чанга» для физкультминутки; аудиокассета
«Флейта» для муз сопровождения стихотворения А.
Фета «Шепот, робкое дыхание…».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– 8 февраля отмечен в календаре особо. Почему?
– День юного героя-антифашиста.
– Кто это ЮНЫЙ ГЕРОЙ-АНТИФАШИСТ?
– Это подросток, борющийся против фашизма.
– Действительно, в годы войны не только взрослые,
но и дети помогали приблизить День Победы. И не
только на фронте, но и в тылу. Вчера вы беседовали
об этом дне на классном часе. А сегодня в нашей
школе проходит большое мероприятие, посвященное
60-летию Победы над фашистскими захватчиками. И вы
также являетесь участниками этого мероприятия.
– Наши земляки принимали участие в боевых
действиях. Вы знакомы с поэтом-борцом М. Джалилем,
который попав в плен в концлагере Моабит все же
не стал предателем, за что был казнен 25 августа
1944 года. В 1956 году посмертно удостоен звания
Героя Советского Союза. Вот что он писал:

.. .Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!

II. Актуализация прежних знаний

1) Проверка домашнего задания. Чтение
мини-сочинений на тему «Зачем нам нужен мир?»

2) Словарная работа:

Великая Отечественная война;
Антифашист

3) Закрепление о группах частей речи

– Сколько частей речи вы знаете? (10)
– Перечислите их.
– На какие группы они делятся?
– На самостоятельные, служебные и отдельная
группа – междометия.
– Какие существительные вы использовали в своем
сочинении? (прилагательные, глаголы, наречия,
местоимения, союзы, предлоги, частицы).

III. Обобщение и систематизация знаний
учащихся об имени сущестительном

– И хотя сейчас идет война (Чечня, Грузия, Ирак),
мы с вами живем в мире. Этот мир очень хрупок. Как
не допустить войны? Как сохранить мир в мирное
время?

1) Работа с текстом

– Прослушайте внимательно текст (Приложение
1
)

– Что такое мир? – спросили маленькая рыбка,
белый медвежонок и рыжий верблюжонок?
– Это очень, очень много воды, – ответила
рыба-мать.
– Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды
под ними, – сказала медведица.
– Это очень много песку, немного глины, немного
травы, – пояснила верблюдица.
Мальчик прочитал это и сказал:
– Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя
мало еще, где побывал. Мальчик подошел к окну и
увидел за окном строящийся дом. Металлические
краны поднимали стены с готовыми окнами. В
голубом небе оставил след реактивный самолет.

– Какова основная мысль прочитанного текста?
– Разнообразие окружающего мира.
– К какому стилю относится текст?
– К художественному стилю.
– Что оказалось важным в мире для маленькой
рыбки?
– Вода.
– Без чего не представляет себе мир белый
медвежонок?
– Безо льда и воды.
– А что необходимо для жизни рыжему верблюжонку?
– Песок, глина, трава.
– А для мальчика?
– Дом, кран, самолет.
– Почему все герои этого рассказа назвали разные
слова?
– Каждому дорого что-то свое.
– Действительно, мир наш огромен и разнообразен.
И чтобы все жили в нем долго и счастливо, нам
необходимо сохранить воду, растения, животных и
самого человека. На какие вопросы отвечают все
выделенные вами слова?
– Что?
– Что они обозначают?
– Предмет.
– А герои рассказа?
– Кто?
– К какой части речи они относятся?
– К имени существительному.
– Итак, тема нашего урока – «Имя
существительное».
– Значит, имя существительное – это…, которое
обозначает… и отвечает на вопросы…

2) Характеристика имени существительного

– А сейчас прослушайте стихотворение А. Фета
«Шепот, робкое дыханье…» в исполнении вашей
одноклассницы.
– Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
– Оно призывает нас к сохранению человеческих
отношений.
– Теперь посмотрите на доску, вот текст только
что прослушанного вами стихотворения:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…

– Это стихотворение почти полностью состоит из
существительных, а нам все понятно.
– Перечислите имена существительные, которые
встречаются в стихотворении.
– Охарактеризуйте некоторые из них
(подчеркиваются).
– По каким признакам можно их охарактеризовать?
(Род, число, склонение, падеж)

Шепот – м.р, ед.ч, 2 скл.
Серебро – ср.р, ед.ч, 2 скл
Ручья – м.р, ед.ч, 2 скл, род.п
Тени – мн.ч.

– Значит, имена существительные имеют…
Могут изменяться по…

3) Роль существительного в предложении.
Составьте предложения по опорным словам.

На доске:

Мир, нам, к, огромный, врываются, комнату, со,
страниц, в, книг, любимых;

– Прочитайте полученное предложение. В чем его
основной смысл?
– Через книги мы можем узнать многое о мире, а
потом попытаться его сохранить.
– Найдите его основу. Что можно сказать об этом
предложении? (Простое, распространенное).
– Охарактеризуйте второстепенные члены
предложения. Чем являются в предложении имена
существительные?
– Значит, имена существительные в предложении
могут выполнять роль подлежащего, дополнения,
обстоятельства, а иногда и сказуемого.

4) Общий вывод об имени существительном (делают
учащиеся). Чтение правила по учебнику (стр.182).

IV. Формирование новых знаний

1) Самостоятельная работа по разноуровневым
карточкам

1 вариант: из предложенных слов выписать в
тетради синонимы-существительные к слову
смелость.

На карточке. Храбрость, храбрый;
доброта, добрый; отважный, отвага; грубый,
грубоватый, грубость; синий, синева; нежность,
нежный; доблестный, доблесть; злобный, злоба;
сухой, засуха; бесстрашие, бесстрашный;
удивительный, удивление.

В тетрадях. Смелость, храбрость,
отвага, бесстрашие.

2 вариант: из предложенных слов выписать
синонимы – существительные к слову труд.

На карточке. Сомневаться, сомнение;
колебаться, колебание; бег, бегать; резать,
резьба; делать, дело; пахать, пахота; работать,
работа; косить, косьба; ходьба, ходить; труд,
трудиться; дремать, дремота; ненависть,
ненавидеть; заниматься, занятие.

В тетрадях. Труд, дело, работа, занятие.

Дополнительно. Составить с
выписанными словами (устно) словосочетания.

Проверка

1. Прочитайте синонимы – существительные к
слову смелость. От каких слов они образованы? (Смелый,
храбрый, отважный, бесстрашный).

– К какой части речи они относятся? (Имена
прилагательные)

– Что обозначают? (Признаки предметов)
– Но являются какой частью речи? (Существительным)
– Т. е. бывают существительные, имеющие значение
признака, но обозначающие его как предмет.
– Какие словосочетания составили?

2. Прочитайте синонимы – существительные к
слову труд. От каких слов они образованы? (Трудиться,
делать, работать, заниматься)

– К какой части речи они относятся? (Глагол)
– Что обозначают? (Действие)
– Но являются какой частью речи? (Существительным)
– Т. е. бывают существительные, имеющие значение
действия, но обозначающие его как предмет.
– Какие словосочетания составили.

3. Определите склонение выписанных слов.

4. Разберите их по морфемам.

Физкультминутка

2) Работа по учебнику. Выборочное выполнение
упр. 472 стр. 183

– Выпишите выделенные слова и рядом с ними
запишите однокоренные имена существительные,
укажите род, выделите корень.

Смешно – смех (м.р.), ш//х
Тяжелых – тяжесть (ж.р.)
Быстро – быстрота (ж.р.)
Читал – читка (ж.р.)
Шире – ширь (ж.р.)
Сказочными – сказка (ж.р.)
Высокие – высь (ж.р.)
Богач – богатство (ср.р.)

Проверка.

– Получившиеся слова образованы от каких
частей речи?
– Что они обозначают?
– Какой частью речи являются?

3) Чтение текста упр.480 стр. 186 о Родине.

– Что должно оставаться самым главным для нас
на всю жизнь?
– Это упражнение выполните дома.
– Его нужно списать, найти и охарактеризовать
имена существительные.

V. Итог урока

– Что мы сегодня повторили?
– Что нового узнали?
– Что понравилось?
– О чем мы не должны забывать?

VI. Домашнее задание: упр.480 стр.186

Дополнительное задание «сильным» учащимся на
карточках: запишите исправленный текст.

Текст на карточке

Пчелы литят к сирене и к яблоне. По зеркальной
гладе озира скальзит парустная лотка. Ветки
сирени стаяли в куфшыне настале. Кисти белых
цвитов сирене выделялись на зелине листев. К ноче
мы возвратились с прогулки. Теплоход падхадил к
казане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *