Музыкальные средства выразительности в работе над вокальными произведениями

  • Хубетдинова Лилия Харисовна, педагог дополнительного образования

Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний.


Цель:
обобщить единичные знания в систему.

Задачи:

  • развить слуховое восприятие музыкальных средств выразительности;
  • сформировать ЗУН самостоятельного анализа музыкальных средств
    выразительности в вокальных и инструментальных произведениях;
  • воспитать эстетическое отношение к музыке;
  • обогатить музыкальные впечатления учащегося, посредством знакомства с
    разнообразными музыкальными произведениями.

Возраст учащейся, год обучения: 16 лет, 3-й год индивидуального
обучения академическому вокалу в музыкальной студии.

Форма занятия: комплексное применения ЗУН.

Оборудование: фортепиано (синтезатор), плакат с алгоритмом Д.
Огороднова, плакат со схемой МСВ, нотные тексты, MP3 проигрыватель, СD – диски.

Ход занятия

Педагог: Начнем занятие с распевки, подготовим голосовой аппарат к
пению.

  1. Артикуляционная гимнастика по В.В.Емельянову.
  2. Упражнение “Штро-бас – грудной регистр” по В.В.Емельянову
  3. Упражнения на развитие певческого дыхания (быстрое, медленное –
    “диафрагмальное” и по системе Д. Огороднова
    (Приложение 1)
    .
  4. Упражнение на дикцию.

  5. Упражнения на комбинацию разных штрихов
    (Приложение 2)
    .

  6. Упражнение на развитие диапазона – арпеджио Россини.

  7. Упражнение на два голоса (с педагогом).
  8. Пение гаммы (восходящее движение – крещендо, нисходящее – диминуэндо).
  9. Пение интервалов от м.2 до ч.8.

Учащаяся распевается, педагог аккомпанирует.

Педагог: Тема нашего занятия – музыкальные средства выразительности (МСВ).
Сегодня мы проанализируем и обобщим все МСВ, которые изучали ранее. МСВ – это
те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои
чувства и образы через звук – пение, игру на инструменте. Если у исполнителя
недостаточно знаний, умений и навыков МСВ, то, как бы он ни старался играть, или
петь произведение выразительно, у него ничего не получится – исполнение не будет
отражать его чувства, образы и переживания.

Приведу аналогичный пример с речью: “если человек хочет что-то сказать

выразить свои чувства – он знает что нужно говорить и как это надо произносить.
В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей и его все поймут. Если же
в детстве ребенка не обучили языку, то он не сможет донести до слушателя свою
мысль, как бы ни старался и не хотел”
[3].

Педагог показывает схему МСВ. (Приложение 3).

Педагог: Итак, к МСВ относятся: движение звука, тембр, динамика
и баланс, штрихи, окраска звука, интонация и музыкальная речь, гармония и лад,
фраза и форма, метр и ритм, темп, образ, артистизм.

Сегодня мы с тобой на примере песни В. А. Моцарта на слова Кр.
Овербека “Тоска по весне” (Приложение 5),
разберем и обобщим все МСВ. Прошу тебя исполнить эту песню.

Педагог
аккомпанирует, учащаяся исполняет.

Педагог: Разберем произведение по схеме МСВ.

1. Движение звука. Движение в музыке бывает поступенное,
скачкообразное, волнообразное, восходящее, нисходящее и др.

Педагог: Опиши, какое движение мелодии в песне?

Учащаяся: скачкообразное, чередование волнообразных подъемов и
спусков мелодии. Движение звука характеризует непоседливость детей, подскоки,
бег.

Педагог: 2. Тембр. Далее речь пойдет о тембре звука.
Тембр (фр. timbre) – своеобразная окраска звука,
позволяющая различать звуки одной высоты в исполнении различных голосов или
инструментов.

Хочется сказать о тембрах человеческого голоса. Тембр речи – это такое
качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация
и о говорящем (пол, возраст, уровень образования) и о предмете разговора. Каждый
тембр индивидуален, хотя среди родственников, например, между отцом и сыном,
матерью и дочерью очень часто встречаются похожие тембры. Это зависит от
генетически передаваемых по наследству особенностях анатомии строения связок и
гормонального статуса. Вот почему голоса родственников часто похожи. Однако не
редко встречаются люди с похожими тембрами голосов, не приходящихся друг другу
родственниками.

Некоторые люди умеют копировать тембры голосов, например, породисты, которых
мы видим по ТВ. В вокальных произведениях тембр звука можно немного изменить за
счет манеры исполнения (народная, академическая, эстрадная) Пример: русская
народная песня Челябинской области. “Ой, брала я розу в зеленом саду”.

Педагог исполняет народную песню разными манерами.

Педагог: Также отличаются тембры разных музыкальных инструментов.
Например, медные и деревянные духовые инструменты, струнные и клавишные.
Звучание тембров разных инструментов вместе в симфоническом оркестре (полный
состав около 100 музыкантов), создает грандиозное, непередаваемое по красоте
звучание.

Педагог: Подумай, на каких бы еще инструментах, кроме фортепиано,
можно было аккомпанировать этой песне, чтобы лучше показать характер
произведения?

Учащаяся: Скрипка, альт, виолончель, флейта, английский рожок, арфа,
ксилофон и др.

Педагог: 3. Динамика одно из важнейших МСВ. Динамика в музыке –
это различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Чтобы
произведение звучало музыкально и выразительно необходимы музыкальные краски –
динамические оттенки. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не
имеющей абсолютных значений.

Из истории. Указания на динамические оттенки одним из первых ввел в
музыкальную нотацию композитор
эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные
обозначения использовались композиторами редко.
Бах использовал термины piano, più
piano
и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что
обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

Музыка не будет “живой”, если ее играть или петь приблизительно ровно на mf
(меццо форте – не очень громко) или mp (меццо пиано – не очень тихо).

Разбери динамику песни на примере 1-го куплета.

Учащаяся: Первая и вторая фразы:

Приди, о май и снова пусть рощи оживут,
Под шум ручья лесного фиалки расцветут!

Она звучит как молитва, заклинание. Интонация мольбы, просьбы не может быть
громкой и поэтому мы поем на mp. При этом аккомпанемент в балансе должен быть
еще тише, т.е. на p (пиано). Не забываем о крещендо, диминуэндо.

Третья и четвертая фразы:

С каким бы наслаждением фиалку я сорвал,
С каким бы упоеньем по лугу я гулял!

Звук жизнеутверждающий, третья фраза на mf, четвертая фраза на f (форте) При
этом аккомпанемент в балансе должен звучать тише на mp и mf, а мелодия, играешь
ли ты ее на фортепиано или поешь – ярче. Проигрыш звучит ярко на f.

В этом куплете, состоящем из 4 фраз кульминация, приходится на 3 и 4 фразы.

Педагог: 4. Штрихи (нем. Strich
– черта, линия) – способ (прием и метод) исполнения нот, образующих звук. Штрихи
влияют на силу и окраску звука. Какие штрихи тебе известны?

Учащаяся: легато, нон легато, стаккато, портаменто, маркато.

Педагог: Какие штрихи ты используешь в песне?

Учащаяся: вокальная партия звучит на легато с легким
акцентированием 1 и 4 долей в размере 6/8, что придает воздушности и полетности
и создает ощущение, что мы поем на стаккато.

Педагог: 5. Окраска звука. Об окраске звука можно, говорить такими
прилагательными: “теплый, мягкий, нежный, прозрачный, хрустальный, колючий”
и т.д.

Педагог: Как ты думаешь, какими прилагательными можно охарактеризовать
окраску звука нашего произведения?

Учащаяся: прозрачный, кружевной, искрящийся и др.

Педагог: 6. Интонация и музыкальная речь.
Эти два МСВ довольно близки, они взаимосвязаны. Обычно об интонации
педагоги говорят там, где кажется, что ученики играют или поют недостаточно
выразительно. Говорят так: “Интонируй каждый звук, не пробегай это место”
>[3].
Ученики на это пожелание стараются сыграть или спеть это место более
выразительно и немножко медленней, чтобы успеть услышать все звуки. Но не всегда
это верно. Музыку нужно прочувствовать, как бы “пропустить через себя”. К этому
можно придти, например, через речевую интонацию. Глубокое родство музыкальной и
речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется
выразительность музыки, ее способность воздействовать на слушателя. Это родство
издавна замечали и музыканты и ученые. Еще древние философы обращали внимание на
близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком.
Роднят музыкальную интонацию с речевой и грамматические правила – наличие пауз,
цезур, вопросно-ответная структура.

От музыкальной речи зависит интонация. Именно музыкальная речь со
своими ходами на кварту или на квинту, на секунду или на септиму и в зависимости
от регистра (низкого, среднего или высокого) – местоположения звуков,
дает нам услышать разные интонации. В музыкальной речи можно услышать интонации
любви, ласки, сочувствия, сострадания, мольбы, просьбы, нежности, стона, страха,
ликования, торжества, призыва к действию, и др. Например, в малой секунде (м.2)
мы слышим интонацию тревоги; в чистой кварте (ч.4) в восходящем движении –
интонацию призыва к действию и т.д.

Примеры:

1. В 10 сонате (G – dur 1 часть) Л. Ван Бетховена мы слышим интонации
счастья, любви, нежности. Можно спеть подтекст – “Как я люблю тебя, как ты
любишь меня”.

2. Л. Ван Бетховен “К Элизе”. В одном из эпизодов, а это произведение
написано в форме рондо, мы слышим интонацию тревоги, накала страстей, а может
быть это ревность?

3. “Свадебный марш” Ф. Мендельсона – интонация ликования, радости, в
начале произведения слышны фанфары.

4. Ж.Бизе “Хабанера” из оперы “Кармен”. Характер интонаций испанской
хабанеры уже подсказан текстом. Пунктирный ритм с синкопами рождает ассоциации с
образом танцующей Кармен, окруженной восхищенной толпой. Слышны интонации
страсти, дерзости. Нисходящее движение мелодии по полутонам можно сравнить с
осторожной поступью “крадущейся кошки” на охоте. Образ героини Кармен был
существенно изменен. Бизе
облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и
независимость поступков. В опере она – воплощение женской красоты и обаяния,
страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость – эти черты Кармен новеллы Проспера
Мериме в опере были устранены.

Педагог исполняет отрывки из произведений на фортепиано или ставит для
прослушивания
СD – диск.

Педагог: А сейчас я попрошу тебя для того, чтобы прочувствовать
интонацию и музыкальную речь нашей песни не
спеть ее, а продекламировать.

Учащаяся исполняет.

Педагог: 7. Гармония и лад. Гармония – звуковысотная организация
музыки. Основа гармонии – музыкальные
интервалы, аккорды. Гармонии бывают благозвучные для нашего уха (консонанс)
и неблагозвучные (диссонанс). Другой важнейшей основой гармонии является
звукоряд, состоящий из определенного интервального состава это –
лад.
Один из отечественных музыковедов дает такое определение лада. Лад – это
“система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука
или созвучия”[4].

Мы с тобой изучали разные гармонии, лады – мажорный и минорный, а какие
гармонии и лад ты слышишь в нашей песне?

Учащаяся: Песня написана в мажоре. Чередуются тоника и доминантовый
септаккорд, а в кульминации появляется минорная субдоминанта. Все гармонии
благозвучные.

Педагог: 8. Фраза и форма. Фраза – это
относительно законченная музыкальная мысль, во фразе есть кульминационная точка.
Фразу можно сравнить с речевым предложением. Ты чуть ранее правильно разделила
на фразы первый куплет и отметила кульминацию.

Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания.
Если говорить о вокальных формах оперной музыки, то это ария, ариозо, песня,
каватина, ансамбль (дуэт, терцет, квартет и др.), хор. Развитие музыки
происходит внутри этих форм. Какую форму имеет наше произведение?

Учащаяся: Наше произведение – это песня куплетной формы.

Педагог: 9. Метр и ритм. Как мы знаем метр
– это ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных
и более слабых) долей. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной
безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя
безударными долями в такте). Метр (размер) обычно обозначается двумя
цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает
количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4
показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти и т.п.

Ритм (с греческого rhythmos – теку) в музыке – временнáя организация
музыкальных звуков и их сочетаний, присущая также поэзии и танцу. В переносном
смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы,
где данный термин характеризует обычно регулярность, периодичность временных и
пространственных величин. Системой организации ритма служит метр.
Например, давай подумаем, а какой ритм и метр у природы нашей
климатической зоны. Если 12 месяцев года обозначим размером или метром 12/8, то
зима это звук, который будет длиться 5/8, весна – 2/8, лето – 3/8, осень – 2/8.
Вот такой ритм у нашей климатической зоны.

Педагог показывает схемы метроритмов
(Приложение 4)
.

Педагог: Простучи эти метроритмы по схеме: левой рукой – метр, а
правой – ритм.

Учащаяся выполняет задание.

Педагог: Проанализируем метроритм в нашей песне.

Учащаяся: Метр (размер) – шесть восьмых длительностей, а ритм – в
основном, чередование восьмых и четвертных длительностей.

Педагог: 10. Темп. Что же такое темп музыки и откуда произошло это
понятие? Слово “Темп” произошло от итальянского слова тempo, которое в свою
очередь произошло от латинского слова “Tempns” – время. Темпом в музыке
называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических
единиц. Темп тесно связан с характером музыки. Первоначально
темп в нотах не указывался, и исполнитель судил о нем, исходя
из самой музыки, ее содержания и фактуры. “С 17 в. темп стали
обозначать специальными итальянскими терминами. Основные (в порядке
возрастания):
ларго
,
>ленто,
адажио
(медленные),
анданте,
модерато
(умеренные),
аллегро
, виваче
(виво),
престо
(быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий
характер музыки (например, аллегро – буквально “весело”); некоторые сохранили
подобный смысл (например, ларго – “широко”). Эти термины применяются и с
дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова
(например, мольто – “очень”, ма нон троппо – “но не слишком”)”. [5].

В ряде случаев темп в музыке указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный
с определенной скоростью движения (например, “в темпе марша”, “в темпе вальса”).
Обозначение темпа может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном
темпе – адажио, аллегро и др. Что ты можешь сказать о темпе песни?

Учащаяся: Указанный в песне темп “радостно” буквально определяет
характер музыки.

Педагог: 11. Образ. Об образе произведения можно сказать следующее.
Только тот исполнитель, который отлично понимает и чувствует его, сможет
передать в исполнении. Какой образ в этом произведении ты до нас хочешь донести?

Учащаяся: Образ счастливых детей, которые радуются предстоящей весне.
С нетерпением ждут наступления мая, а с ним и теплых солнечных дней, беззаботных
игр в роще, саду.

Педагог: 12. Артистизм играет большую роль в исполнении. Под
артистистичностью мы понимаем мастерство, виртуозность исполнителя. На сцене
важно все: мимика, дикция, артикуляция, жестикуляция, манера двигаться и держать
себя. От того, как ты исполнишь произведение, насколько артистистично,
музыкально и будет зависеть как его примет слушатель.

Итог занятия. Мы проанализировали каждое МСВ в отдельности и
объединили их в систему. Когда с опытом к тебе придет свободное владение МСВ,
твои знания, умения и навыки, несомненно, принесут свои плоды. Благодаря ним ты
сможешь передавать свои чувства и образы через пение, игру на инструменте и,
конечно же, грамотно разбирать произведения.

А сейчас мне хотелось бы, чтобы ты еще раз исполнила песню “Тоска по весне”,
опираясь на все то, о чем мы говорили ранее. Думаю, что я услышу несколько
другую интерпретацию твоего исполнения.

Педагог аккомпанирует, учащаяся исполняет.

Домашнее задание: к следующему занятию аналогично
проанализируй романс Н.Римского – Корсакова, на слова А.К.Толстого “Не ветер,
вея с высоты”.

Используемая литература:

  1. Н.Б. Гонтаренко. Сольное пение: секреты вокального мастерства.
    Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. В.А. Холопова. Музыкальный ритм. М., 1980.
  3. А.М. Павлова. Мастер класс “Музыкальные средства
    выразительности”. Материалы интернет сайта.
  4. И.В. Способин. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.
  5. Е.В. Назайкинский. О музыкальном темпе. М., 1965.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *