Неполное частное и остаток

  • Фархуллина Гульнара Залиловна, учитель начальных классов

Цели:

1. Познакомить с терминологией “неполное
частное” и “остаток”.

2. Развивать математическую речь, мышление,
умение высказывать своё мнение, вычислительные
навыки.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета,
самостоятельность, культуру учебного труда.

Оборудование: компьютер, слайды, печатная
тетрадь для самостоятельных работ (авторы:
Е.П.Юдина, О.А.Захарова); учебник “Математика. 4
класс” (автор А.Л.Чекин).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний, устный счет.

1. Устно. Решаем по цепочке (каждый ученик по
одному примеру). Презентация

Слайд(1) с заданиями:

2. Разделите выражения на две группы:

Слайд(2) с заданием:

— На какие две группы можно разделить данные
выражения? (Выражения, которые делятся нацело и
выражения, которые делятся с остатком).

— Молодцы!

IV. Работа по теме урока.

— Открыли тетради, запишите число, классная
работа. Выпишите выражения, которые делятся с
остатком и решите.

V. Работа по учебнику.

— Вспомните, как называются числа при делении.
(Делимое, делитель, частное).

— К нашим выражениям можно применить данную
терминологию? (Их не хватает).

— Открыли учебники на стр.54 №156, прочитаем
объяснение Маши.

— Какую терминологию предлагает Маша? (Делимое,
делитель, неполное частное, остаток).

— Используя следующую запись деления с остатком
и объяснение Маши, дай названия всем участвующим
в этом делении числам.

Слайд(3): 58:8=7(ост.2)

— Молодцы!

— Попробуйте объяснить смысл термина “неполное
частное”.

— №158 – выполни деление с остатком.

— Верно ли, что во всех приведённых случаях
выполняется правило:

Если делитель умножить на неполное частное и к
полученному результату прибавить остаток, то в
итоге получится делимое? (Да).

— Может ли это правило нарушиться при
правильном выполнении деления с остатком? (Нет).

— Запишите данное правило в виде равенства
буквенных выражений, обозначив буквой а
делимое, буквой в – делитель, буквой с
неполное частное, буквой d – остаток.

— Сверьте свои записи по слайду(4): а:в=с(ост.d) .

— №159 – проверить выполнимость этого правила
для данных записей.

— №160, 161 – самостоятельно с последующей
проверкой.

VI. Работа в печатных тетрадях для
самостоятельных работ.

№78 – заполнить таблицу пользуясь формулой
а:в=с(ост.d).

№81 – решить задачу. (с последующей проверкой).

1. Самостоятельная работа.

Печатная тетрадь с.47

№79 – из предложенных частных выбери те, при
нахождении значении которых:

а) неполное частное равно 5, а остаток 3;

б) неполное частное равно 7, а остаток 2;

23:4 54:4 30:4 71:4

37:5 28:5 36:5 39:5

№80 – используя данные равенства, впиши
пропущенные числа.

35*23=80891

__:3517=23(ост.19)

495:17=29(ост.2)

__:17=29(ост.4)

9068*34=308312

__:34=9068(ост.28)

2362:243=9(ост.175)

__:243=9(ост.190)

Творческое задание:

Разгадай ребусы: слайд(5).

VII. Итог: Чему научились на уроке?
(Познакомились с терминологией “неполное
частное”, “остаток”; поупражнялись в делении с
остатком).

VIII. Домашнее задание: по учебнику с. 55 №162; п/т
с.46 №81(в).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *