Олимпийские игры в древности. 5-й класс

  • Суворова Наталья Николаевна, учитель истории, обществознания, ИЗО

Цель урока: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями, традициями.

Задачи урока:

  1. Образовательные
    • объяснить процесс зарождения Олимпийских игр (связь мифологии и религии древних греков);
    • выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер;
    • описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников Олимпийских игр;
    • работать над понятиями
      1. Олимпийские игры (776г. до н.э.- 394г. н.э.) – празднества и состязания в Др. Греции, которые устраивались в честь бога Зевса;
      2. атлет— участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач;
      3. пятиборье— система состязаний, включала бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба;
      4. ипподром— место для проведения конных состязаний;
      5. 1 стадий = 191 м – дистанция бега (стадион)
    • ознакомить с персоналиями: Милон, Полидам, Феаген, Диагор.
  2. Развивающие
    • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;
    • продолжить работу над составлением конспекта;
    • выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.
  3. Воспитательные
    • воспитание чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству;
    • пробудить интерес к занятиям спортом;
    • популяризовать здоровый образ жизни.

УМК:

  1. Учебник А.А. Годер, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., 2009.
  2. Презентация «Олимпийские игры в древности».
  3. Учебное электронное издание «Всеобщая история», 5 класс, ООО Кордис & Медиа», 2004.

Средства обучения: ноутбук, экран, проекционный аппарат. Презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный, урок-экскурсия.

Бланк индивидуальной карты-конспекта ученика – Приложение.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА
Слайды 2-3
– Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим очередную экскурсию в прошлое, познакомимся с историей Олимпийских игр. У современных Олимпийских игр есть девиз «Citius, altius, fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), а для нашего урока девиз будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!» Победителей награждали оливковыми венками, а у нас знак отличия на уроке будет «Олимпий», а в итоге – отметка. И ещё: «КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ САМ ЗА СЕБЯ, ВЕДЬ В ЖУРНАЛЕ КЛАССНОМ (ДЛЯ ОТМЕТОК) НЕ КОМАНДНАЯ СТРОКА!»
II. Проверка домашнего задания
Но сначала мы вспомним, что изучали на прошедшем уроке.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС 1. Где жили древние греки? 1. Греки – это жители Балканского полуострова.
2. Назовите основные занятия древних греков? 2. Др. греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу).
3. Достаточно ли было плодородных земель в Др. Греции? 3. Нет, т.к. большая часть Балканского п-ова – каменистая поверхность.
4. Почему греки стали покидать свою родину и основывать колонии? 4. Покидали свою родину в поисках плодородных земель, чтобы не погибнуть от голода и долгового рабства. Ещё это следствие борьбы между знатью и демосом – и бегство одних.
5. Что такое колония? Где греки их основывали? 5. Колония – это постоянное поселение, которое основывалось близ моря, с удобной гаванью, источником пресной воды, наличием плодородной земли.
6. Используя карту, покажите, на побережье каких морей греки основывали колонии? 6. На побережьях Чёрного и Средиземного морей.
7. Таким образом, др.греки далеко уходили, уплывали от своей Родины. Но при этом забывали ли они о своем родном языке, Родине? 7. Нет, они именовали себя эллинами, а Родину – Элладой, говорили на греческом языке, поклонялись олимпийским богам.
Слайд 4 Следовательно можно сделать вывод, что несмотря на расселение др. греков, основание колоний далеко от Родины, они не забывали о ней.
III. Изучение нового материала
а) рассказ учителя – Основный путь по которому добирались до колоний проходил по морю. Чтобы преодолеть столь длинное расстояние, необходим был флот и сильная команда. Греки должны были быть мужественными, выносливыми, обладать хорошей физической силой, ловкостью. Покидая родину и плывя по морю к неизведанным, чужим землям, они, прежде всего, надеялись на самих себя и на милость богов. Поэтому в Др. Греции сложился культ или иначе идея физической силы и красоты тела. Воплощением этого явились Олимпийские игры, которые проводятся и до сих пор.
Слайд 5 Итак, тема нашего урока – Олимпийские игры в древности. Запись в карту-конспект
(
Приложение 1)
Слайд 6 План:
1. Зарождение Олимпийских игр.
2. Подготовка греков к Олимпийским играм.
3. Олимпийские игры.
4. Олимпийские игры вчера и сегодня.
Слайд 7
– По ходу изучения материала попытайтесь ответить на вопрос:
– Чем были Олимпийские игры для древних греков? Их характер?

б) выступление ученика
Слайд 8
– Почему же древние греки стали проводить Олимпийские игры. Что послужило их началу?
– У нас в гостях архивариус. Послушайте внимательно «Миф об основании Олимпийских игр», а затем… ответьте на вопросы:
Выступление архивариуса (ученика в костюме)
«Миф об основании Олимпийских игр»
в) ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА

1. Как в древности объясняли начало проведения Олимпийских игр? 1. Бог гор и погоды (грома и молнии) Зевс повелел устраивать состязания в память о борьбе за власть между ним, братьями и их отцом Кроном на земле.
2. Какому богу древние греки посвящали Олимпийские игры? 2. Богу гор и погоды – Зевсу.
3. Где проводились Олимпийские игры?
3. На земле Олимпия.
г) рассказ учителя
Слайд 9

– Миф объясняет начало зарождения Олимпийских игр, состязаний, посвящённых богу Зевсу. Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в самый разгар лета. Во время проведения игр прекращались войны, которые вели между собой полисы Древней Греции. По всей Греции объявлялось священное перемирие.
В Олимпию добирались как сухопутными, так и морскими дорогами. Участники и зрители стекались сюда изо всех полисов Древней Греции, а также колоний.

Слайд 10 Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Запись в карту-конспект
д) работа по учебнику (с. 150, п.2, §33) – Как же проходила подготовка к играм? Задание: прочитать п.2. §33. Ответьте на вопрос:
– Кто участвовал в Олимпийских играх?
– На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки. И только женщинам вход запрещался под страхом смертной казни.
– Как проходила подготовка к соревнованиям? – За год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе, а за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Олимпию, где продолжали тренироваться.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Слайд 11
– Атлет – кто это? Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Запись в карте-конспекте
е) просмотр и прослушивание видео-лекции (1,36-5,28)
– 3,92 мин.
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА, КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Слайды 12-20 (не надо, если будет использоваться видео -лекция)
– Внимательно прослушайте и просмотрите фрагмент. Отметьте необходимую информацию в карте-конспекте:
а) Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? а) Олимпийские игры продолжались 5 дней.
б) Каков был порядок их проведения? Соедините правильные ответы стрелочками. б) 1 день – жертвоприношение, давали клятву бороться честно. Назначались судьи соревнований.
Запись в карту-конспект

2-4 дни – соревнования
5 день – награждение
победителей.
Запись в карту-конспект
– Были ли правила у соревнований? – Запрещалось прибегать к незаконным приёмам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.
в) Опишите соревнования, в которых участвовали атлеты. в) Основные: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба – пятиборье. Но были ещё – кулачный бой и гонки колесниц.
Запись в карту-конспект
Слайд 21 г) Чему равнялась длина дистанции бега? г) Дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м (отсюда слово «стадион»).
Запись в карту-конспект
– Какие качества атлетов ценились при соревнованиях? Победить нужно было красиво, показав красоту тела, выказав смекалку, быстроту, ловкость. Не приветствовалась грубость.
д) Место конных состязаний? д) ипподром
– Как проходила церемония награждения победителей? – Имя победителя вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из оливы, росшей у храма Зевса. Победителей колесниц награждали пальмовой веткой. В родной город победитель возвращался в пурпурной одежде и на колеснице.
Слайды 22-23 е) Назовите имена наиболее прославленных победителей. Впишите их в таблицу.
Но не обо всех героях вы услышали из лекции. Поэтому отберите необходимый материал из моего рассказа.
– Феаген не по годам был силён. Мальчик унёс с рынка тяжеленную бронзовую статую.
– Был родосский борец Диагор. Он побеждал на Олимпийских играх, а затем и его сыновья, когда же победы добились его внуки, Диагора под восторженные крики собравшихся, вынесли на арену, один из зрителей крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет!»
е) Борец Милон. Он 6 раз становился победителем.
Возница
колесницы – Полидам, одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей.
Феаген
бронзовую статую.
Диагор – родосский борец.
ж) работа по учебнику (с. 154, п. 5, §33)
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Слайды 24-25
– Задание: прочитайте самостоятельно текст с. 154, п. 5, §33 «Возвращение в родной город».
– Как встречали победителя в родном городе?
– В его честь устраивали пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. О нём слагали песни. До конца жизни его кормили бесплатно обедом.
з) вывод
возвращение к
Слайду 7
– Таким образом, Олимпийские игры были своеобразным праздником физической красоты и силы. Ценились ловкость, выносливость, победить красиво. Олимпийские игры являлись также своеобразной подготовкой греков к трудностям, которые их ожидали в любое время. – Игры для др. греков были не только спортивными состязаниями, но и воспитывали человека гармоничным развитым. Они ещё раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. Характер общегреческий.
и) рассказ учителя
Слайды 26-29
– Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием, который видел в играх языческий обряд. Попытки возродить Олимпийские игры – с середины XIX века..
Французский деятель Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возродить Олимпийские игры.
1896 г. – 1-е Олимпийские игры современности.
– Как вы думаете в каком городе?
– Первые игры современности прошли в Афинах.
IV. Закрепление

– Когда прошли первые Олимпийские игры?
– Какие качества ценились у атлетов?
– С какой целью устраивались Олимпийские игры?
V. Дом. Задание §33, задачи по вариантам.
Слайд 30 – Все мы с нетерпением ждём зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Предлагаю продумать эскиз поздравительной открытки для победителей. Ведь при награждении вручают букет цветов. А мы можем в оргкомитет внести предложение ещё и о вручении поздравительной открытки.
VI. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.
– У кого же больше всех Олимпиев?
– Интересным ли был урок? У меня три сосуда, ответьте. Когда будете выходить из кабинета.
Подсчитывают Олимпии
Жетоны по цвету.

Физминутка проводится в зависимости от времени и напряжённости (усталости учащихся).

Побыстрее все вставайте!
Разминку с нами выполняйте.
Один, два, три, четыре, пять –
Руки выше подымать!
Головою покрути – лево-право,
Не спеши, лево-право, лево-право.
Что там делает сосед?!
Передай ему привет!
А теперь поприседаем,
До пяти все посчитаем.
У кого хрустит в коленке?
Показалось, может быть?
Потихонечку все сели.
И глазами поморгали.
Один, два, три, четыре, пять –
Урок продолжим мы опять!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *