Осенний букет. Выставка одного букета

  • Орановская Елена Дмитриевна, педагог дополнительного образования

Учащиеся: дети среднего школьного
возраста (9-11 лет)

В приводимых далее планах-конспектах двух
уроков ставятся цели по развитию, обучению и
воспитанию детей и решаются задачи по развитию
эмоционального восприятия, знакомству с
изобразительным искусством русских и зарубежных
художников, творческому осмыслению увиденного и
созданию своих прекрасных творческих
произведений, демонстрации детям неповторимости
и уникальности творчества каждого, поэтому урок
и получил такое название «Осенний букет.
Выставка одного букета».

Цели уроков (урок 1 и урок 2):

  • Развивающие:
    • развитие гуманистического мировоззрения;
    • расширение кругозора учащихся;
    • знакомство с искусством натюрморта в
      произведениях русских и зарубежных художников;
    • рисовавших букеты цветов;
    • расширение возможностей изобразительной
      деятельности;
    • развитие эмоционального мира;
    • активизация творческого восприятия и
      переосмысление увиденного.
  • Обучающие:
    • расширение теоретических знаний по
      изобразительному искусству;
    • освоение практических приемов живописи;
    • дальнейшее освоение живописных материалов и
      инструментов (гуашь, акварель).
  • Воспитательные:
    • развитие личности ребенка через его
      взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми
      (преподаватель) и сверстниками (ученики);
    • воспитание культурных навыков поведения и
      общения.

Задачи уроков (урок 1 и урок 2):

  • Развивающие:
    • поддержание неослабевающего интереса к
      художественной культуре и наследию прошлого
      показом иллюстративного материала,
    • развитие эмоционального мира ребенка
      средствами изобразительного искусства,
    • совершенствование самовыражения ребёнка
      предложенными заданиями,
    • постоянное развитие интереса к творческой
      деятельности разными видами творческих заданий,
    • стимуляция активности детей во время урока
      (теоретическая часть с опросом и практическая
      часть с выполнением творческого задания
    • развитие потребности самовыражения
  • Обучающие (теоретические и
    практические):
    • расширение теоретических знаний по
      изобразительному искусству,
    • освоение терминологии живописи,
    • развитие представлений о выразительных
      средствах живописи,
    • практическое освоение техник и приёмов
      живописи (гуашь и акварель),
    • обучение анализу художественных произведений,
    • обучение анализу собственных работ и работ
      сверстников в процессе обсуждения созданных
      произведений
  • Воспитательные:
    • культурное взаимодействие со сверстниками и
      взрослыми,
    • развитие самокритичного отношения к
      собственному творчеству,
    • развитие корректного отношения к творчеству
      других.

План-конспект проведения урока 1

1. Организация начала занятий

2. Вводная часть урока

Преподаватель называет детям тему урока
«Осенний букет. Выставка одного букета» и кратко
рассказывает о ходе первого и второго урока: «Мы
поговорим о жанре изобразительного искусства
натюрморт. Посмотрим репродукции картин русских
и зарубежных художников, рисовавших букеты
цветов. Я покажу, как художники разных стран
изображали цветы в древности и сейчас. Перед вами
стоит букет осенних цветов, который мы сначала
нарисуем простым карандашом, а потом напишем
красками. Можно пользоваться гуашью или
акварелью. Мы с вами уже писали акварелью и по
сухой и по мокрой бумаге. В какой технике
работать вы выберете сами. Вы все будете рисовать
один букет, но я уверена, что все ваши букеты
получатся разные. В конце второго урока мы
устроим выставку, которая будет называться
«Выставка одного букета» и вы увидите, как
богат, разнообразен и неповторим творческий мир
художника и какие разные и неповторимые вы
сами».

3. Основная часть урока

Преподаватель говорит: Давайте подробнее
поговорим о натюрморте. Вспомните о каких
натюрмортах мы с вами уже говорили и что
обычно изображается на картине, которая
называется натюрмортом. Дети вспоминают
виденные уже натюрморты с овощами, фруктами и
разной снедью, с посудой, кухонной утварью и
другими разными предметами.
Преподаватель продолжает: «Вы все правильно
вспомнили. И теперь я покажу вам, как разные
художники рисовали и писали красками свои букеты
с цветами». Идет показ репродукций произведений
русских и зарубежных художников, изображавших
букеты цветов, и преподаватель кратко
рассказывает об особенностях композиции,
цветового и светового решения каждой картины.
Дети помогают, называя, в какой гамме теплой или
холодной они написаны. Демонстрируются
следующие работы: С.В. Герасимов «Букет купавок
на окне» <Рисунок 1>; Ф.П. Толстой
«Букет цветов, бабочка и птичка» <Рисунок 2>; В. Ван-Гог «Подсолнухи» <Рисунок 3>; Ю.А. Васнецов «Цветущий лук» <Рисунок 4>; Н.С. Гончарова «Пионы» <Рисунок 5>; К.А. Коровин «Сирень» <Рисунок 6>; П.Н. Крылов «Шиповник» <Рисунок 7>; И. Левитан «Лесные фиалки и незабудки» <Рисунок 8>; К.С. Петров-Водкин
«Утренний натюрморт» <Рисунок 9>;
М.С. Сарьян «Пионы» <Рисунок 10>;
А.В. Фонвизин «Цветы» <Рисунок 11>.
Преподаватель говорит: «Люди изображали цветы с
самых далеких времен. Сохранились изображения
цветов, дошедшие до нас из Древнего Египта, Индии,
Китая, Японии и многих других стран.
(Преподаватель показывает древние изображения
цветов.) Существует много легенд и преданий о
цветах. Все вы, наверно, знаете миф о прекрасном
юноше Нарциссе, который так долго любовался
своим отражением в воде, что превратился в
прекрасный цветок нарцисс. Есть цветы,
символизирующие разные человеческие качества и
свойства. Например, лотос – символ мудрости,
фиалка – символ нежности. В известной книге Н.Ф.
Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях»
рассказывается много интересных мифов разных
народов о цветах. В русском народном искусстве
часто используется мотив цветов. Они
изображались в резьбе деревянной архитектуры,
украшавшей избы, встречаются в вышивке. Часто
цветами расписывались деревянные прялки. Наши
предки любили украшать цветами одежду и домашнюю
утварь. Вспомните, в каких предметах
декоративно-прикладного искусства вы уже видели
мотивы цветов. Какие произведения этих видов
народного творчества украшают наш класс».
Предполагаемые ответы: Подносы Жостова,
хохломские деревянные ложки и утварь, гжельский
фарфор с цветочной росписью, матрешки,
павловские платки, кружева.
Педагог продолжает: «К изображениям цветов
обращались не только художники, но и поэты, и
писатели. Вспомните, какие вы знаете сказки о
цветах».
Предполагаемые ответы: «Аленький цветочек»
Аксакова, «Цветик-Семицветик» Катаева, «Каменный
цветок» Бажова.
Педагог продолжает: «Во многих сказках
встречаются изображения цветов и других
растений. Вспомните, как в сказке Г.Х. Андерсена
«Снежная королева» у Кая и Герды росли розы».
Педагог переходит к практической части занятия:
«Мы с вами много говорили о цветах, а теперь
давайте попробуем нарисовать осенний букет,
который стоит перед вами. Подумайте, как лучше
расположить его на листе бумаги, чтобы он был не
слишком маленький, и не слишком большой, чтобы
вокруг него оставалось свободное воздушное
пространство. Давайте сделаем эскиз вашей
картины на маленьком листе, а потом уже нарисуем
его на большом листе».
Преподаватель раздает листы для эскизов, и дети
начинают работать простым карандашом.
Преподаватель помогает школьникам, которым
трудно дается композиционное расположение
букета на плоскости листа. Ребята, удачно
окончившие эскизы, начинают рисовать за
мольбертами на больших листах. Преподаватель
напоминает о построении вазы с использованием
оси симметрии. Ребята, справившиеся с общей
композицией своего натюрморта, проводят ось
симметрии вазы для дальнейшего ее построения.
Затем переходят к более подробному рисованию
цветов.
Окончание урока 1.
Перемена.

План-конспект проведения урока 2

3. Основная часть урока (продолжение)

Дети заканчивают карандашный рисунок
натюрморта и приступают к выполнению работы
красками. Преподаватель помогает детям,
напоминает о цветовом и световом решении
картины. Школьники выбирают для выполнения своих
работ гуашь или акварель. Учащиеся работают и
заканчивают свои картины.

4. Заключительная часть урока

Преподаватель ставит в ряд мольберты с
натюрмортами, делает экспозицию выставки (<
Рисунок 12>; <Рисунок 13>;
<Рисунок 14>; <Рисунок 15>; <Рисунок 16>; <Рисунок 17>; <Рисунок 18>; <Рисунок 19>; <Рисунок 20>; <Рисунок 21>). Преподаватель говорит: «В начале первого
урока я сказала, что наша сегодняшняя выставка
будет называться «Выставка одного букета».
Посмотрите сами: вы рисовали один и тот же букет,
а все картины получились разные, потому что
каждый художник видит мир по-своему. А теперь
давайте посмотрим, какой букет самый солнечный,
какой самый грустный, какой получился
декоративным, а какой – лирическим»
Дети обсуждают выставку и выбирают картины с
разной эмоциональной окраской, определяют, какие
картины получились в теплой гамме, а какие – в
холодной. Учащиеся дружественно оценивают
работы своих товарищей и говорят о своих
собственных.
Преподаватель заканчивает урок: «У нас с вами
получилась прекрасная выставка. Вы все очень
хорошо поработали. И я думаю, что кроме того, что
вы позволили себе творчески выразиться, вы
наглядно смогли убедиться в том, как по-разному
разные люди могут воспринимать мир. И, значит,
общение с другими может обогатить ваше
собственное представление о разных предметах и
явлениях. Есть такой художник Б.М. Неменский, по
программе которого многие из вас занимаются
изобразительным искусством в школе. В своей
книге «Познание искусством» он написал: «Самый
главный художественный навык – это навык
поэтического видения мира… И путь к этому
доступен каждому – и художнику, и зрителю. Как и
любой трудный путь, начинается он всего с одного,
первого робкого шага… И лучше всего – в
детстве». Его слова можно отнести и к нашей
сегодняшней выставке и ко всем вам, которые
создали такие интересные и творческие работы.

Уборка своего рабочего места.

Окончание урока 2

Наглядное обеспечение урока 1 и урока 2:

Иллюстративный материал:

1. Бродский В.Е. Японское классическое
искусство – Москва: Искусство, 1969.
2. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная
живопись – Москва: Изобразительное искусство,
1972.
3. Дмитриев Н.А. Краткая история искусств.
Очерки – Москва: Искусство, 1969.
4. Званцев М.П. Нижегородская резьба –
Москва: Искусство, 1969.
5. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и
преданиях – Москва: Дрофа, 2002.
6. Пружан И.Н., Пушкарев В.А. Натюрморт в
русской и Советской живописи – Ленинград:
Аврора, 1970.
7. Государственный Русский Музей.
Санкт-Петербург/ под ред. В.А Пушкарева – М.:
Изобразительное искусство, 1982.
8. Сокровища русского народного искусства. Резьба
и роспись по дереву – Москва: Искусство, 1967.

Предметный ряд:подносы Жостова,
хохломские деревянные ложки и утварь, гжельский
фарфор с цветочной росписью, матрешки,
павловские платки, кружева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *