Повелительное наклонение

  • Машуков Сергей Петрович, учитель иностранного языка

Цель урока: Ознакомить учащихся с образованием повелительного наклонения
(impératif).

Задачи:

  1. Активизировать употребление глаголов в речи учащихся настоящего времени
    (présent).
  2. Развивать умения употреблять изученный грамматический материал в
    упражнениях.
  3. Развивать внимание, память, наблюдательность, активность, языковую
    догадку у учащихся.

Средства обучения: наглядный, дидактический, раздаточный материал.

Ход урока

I. Введение в языковую атмосферу. Bonjоur! Asseyez vous! Ecoutez le
conte.

В некотором царстве, в некотором государстве Глаголии жили-были король с
королевой. Долго ли жили, коротко ли и родились у них сын Повелитель и две
дочери Условность и Согласительность. И как все дети, были очень похожи на своих
родителей, а родители в свою очередь не могли налюбоваться на них. Но время
быстро пролетело и пришлось королю и королеве женить сына и выдать замуж своих
дочерей. Разделили они своё царство-государство на равные части. Дочерей своих
Условность и Согласительность поселили поближе к себе, а сына Повелителя на
островах Impératif в безбрежном океане. Эти два острова имеют форму
восклицательного знака, а как вы думаете почему?

Вот отсюда и начнём мы свой рассказ и поплывём на корабле к этим островам.

Et bien. Qui est le capitaine de notre équipe?

Faites le rapport!

Quelle date est-ce aujourd’hui?

Quel jour de la semaine est-ce aujourd’hui?

Quel saision de l’année est-ce?

Quel temps fait-il aujourd’hui?

Le thème de notre leçon s’appelle “L’impératif”

Ouvrez vos cahier et écrivez la date et le thème.

(Рисунок 1)

II. Повторение.

А пока мы плывём к острову мы должны с вами повторить как образуется
настоящее время во французском языке, от которого образуется повелительное
наклонение. А от этого зависит как мы быстро достигнем острова Impératif.

— Et bien, conjuguez, s’il vous plaît, le verbe parler au présent. C’est le
verbe du premier groupe.

Ученик спрягает глагол у доски.

Je parle nous parlons

tu parles vous parlez

il(elle) parle ils(elles) parlent

Et les autres, nous jouons maintenant.

Остальные учащиеся принимают участие в игре “Найди ошибки” на спряжение
глагола 1 группы в настоящем времени.

proposer

je propose nous proposez

tu proposes vous proposont

il(elle) proposent ils(elles) propose

Правильный вариант

je propose nous proposons

tu proposes vous proposez

il(elle) propose ils(elles) proposent

Lisez, s’il vous plaît, la conjugaison de ce verbe.

Учащиеся проверяют спряжение глагола parler.

— Et maintenant nous allons conjuguer le verbe finir au présent. C’est le
verbe du deuxième groupe.

Ученик спрягает глагол у доски.

je finis nous finissons

tu finis vous finissez

il(elle) finit ils(elles) finissent

Остальные учащиеся принимают участие в игре “Найди ошибки” на спряжение
глагола 2 группы в настоящем времени.

choiser

je choisissez nous choisissons

tu choisis vous choisissent

il(elle) choisit il(elles) choisis

Правильный вариант

je choisis nous choisissons

tu choisis vous choisissez

il(elle) choisit ils(elles) choisissent

Bon, nous allons conjuguer les verbes aller, prendre et partir au présent.
Ces sont les verbes du III groupe.

Ученики спрягают глаголы у доски.

aller

je vais

tu vas

il(elle) va

nous allons

vous allez

ils(elles) vont

prendre

je prends

tu prends

il(elle) prend

nous prenons

vous prenez

ils(elles) prennent

partir

je pars

tu pars

il(elle) part

nous partons

vous partez

ils(elles) partent

Остальные учащиеся принимают участие в игре “Найди ошибки” на спряжение
глагола 3 группы в настоящем времени.

lire

je lis nous lisons
tu lis vous lisez
il(elle) lisent il(elles) lit

Правильный вариант

je lis nous lisons
tu lis vous lisez
il(elle) lit ils(elles) lisent

Учащиеся читают спряжение глаголов aller, prendre, partir, а другие
проверяют спряжение глаголов.

— Et maintenant nous allons conjuguer le verbe s’installer. (спряжение
глагола в местоименной форме).

je m’installe nous nous installons
tu t’installes vous vous installez
il(elle) s’installe ils(elles) s’installent

А сейчас сделаем вывод, как образуется Présent во французском языке? И
учащиеся делают следующие выводы:

Настоящее время (présent) образуется от основы глагола, к которой добавляются
окончания:

Глаголы Лицо Ед. ч. Мн. ч.
I

группа

1-e

2-e

3-e

-e -ons

-es -ez

-e -ent

II

группа

1-e

2-e

3-e

-is -issons

-is -issez

-it -issent

III

группа

1-e

2-e

3-e

-s -ons

-s -ez

-t -ent

Не все глаголы III группы имеют окончания, приведённые в таблице. Большинство
глаголов III группы изменяют основу инфинитива при образовании настоящего
времени. А при спряжении глагола в местоименной форме изменяется частица se.

je — me nous — nous
tu — te vous — vous
il(elle) — se ils(elles) — se

III. Новый материал.

Ознакомление с повелительным наклонением.

Повторив образование présent, мы незаметно приближаемся к острову Impératif!
И что же мы видим вокруг острова? Надписи. Давайте прочитаем эти слова.

Regarde! Finis! Allez! Soyez! Achetons! Couchons — nous!

Как вы думаете, почему все эти слова с восклицательным знаком?

Это повелительное наклонение C’est le mode impératif.

Повелительное наклонение выражает просьбу, совет, пожелание, приказ,
распоряжение, требование, предложение, приглашение и т. д. Учащиеся ещё раз
читают слова и переводят на русский язык.

Regarde! Смотри!

Finis! Заканчивай!

Allez! Идите!

Soyez! Будьте!

Achetons! Давайте купим!

Couchons — nous! Давайте спать!

А сейчас мы сделаем вывод о том, как все французские глаголы образуют
повелительное наклонение.

(Рисунок 2)

Примерные выводы учащихся: Повелительное наклонение во французском языке
образуется от 2 лица ед. ч. и мн. ч., а так же от первого лица мн. ч. настоящего
времени путём опущения личного местоимения — подлежащего.

Для того чтобы нам очутиться на сказочном острове, мы должны выполнить
задания, предложенные жителями этого острова. Это будет нашей визитной
карточкой.

Работа по учебнику стр 168-169.

1. Чтение глаголов в повелительном наклонении про себя и вслух.

a) le verbe mettre

b) le verbe proposer

c) le verbe s’installer

d) les verbes: être et avoir.

2. Упражнение 1. Обратить внимание и образовать недостающие формы глаголов в
повелительном наклонении (в утвердительной и отрицательной формах)

Например: Passe!__________! Passons!

Ne mets pas! Ne mettez pas!_______________!

Вывод. Все глаголы I группы, а так же глагол aller во II л. ед. ч.
повелительного наклонения пишутся без s.

Обратить внимание на местоименные глаголы в утвердительной форме — tu
t’installes. Installe — toi!
В утвердительной форме повелительного
наклонения возвратное местоимение — дополнение заменяется ударным местоимением
toi. В отрицательной форме — tu t’installes ne t’installe pas! При
отрицании у местоименных глаголов местоимение — дополнение остаётся такое — же,
как и при спряжении в настоящем времени.

Практическое задание на закрепление изученного материала.

Образуйте от глагола три формы повелительного наклонения (утвердительные и
отрицательные). Учащиеся работают самостоятельно по карточкам.

Carte №1.

Se dépêcher

Tu te dépêches

Nous nous dépêchons

Vous vous dépêchez

Правильный вариант.

Tu te dépêches Dépêches — toi! Ne te dépêche pas!

Nous nous dépêchons Dépêchons — nous! Ne nous dépêchons pas!

Vous vous dépêchez Dépêchez — vous! Ne vous dépêchez pas!

Carte №2.

Ouvrir

Tu ouvres

Vous ouvrez

Nous ouvrons

Правильный вариант

Tu ouvres Ouvre! N’ouvre pas!

Vous ouvrez Ouvrez! N’ouvrez pas!

Nous ouvrons Ouvrons! N’ouvrons pas!

IV. Итог урока.

1. С заданиями, которые предложили нам жители острова, мы хорошо справились.
И на протяжении ещё какого-то времени мы будем находиться на острове Impératif.
На следующих уроках мы выполним задания, которые помогут нам научиться правильно
употреблять в речи повелительное наклонение.

2. Выставление оценок и их комментарий.

3. Домашнее задание. Le devoir. Ex 2 (a, b) p 169.

Merci pour la leçon, mes enfants!

Au revoir.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *