Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме Знакомство с характерными признаками класса однодольных и двудольных растений

  • Демина Ирина Анатольевна, учитель биологии

Тип урока. Урок – лабораторная
работа; изучения нового материала с элементами
проверки знаний материала.

Цель: Знакомство с характерными
признаками класса двудольных и однодольных
растений.

Задачи.

1. Закрепить знания по сравнительной
характеристике покрытосеменных и голосеменных
растений.

2. Познакомить учащихся с характерными
признаками классов однодольных и двухдольных
растений.

3. Сформировать представление о
многообразии покрытосеменных растений.

4. Воспитывать бережное отношение к
природе.

Оборудование.

1. Комнатные растения: дифенбахия,
кливия, Рео разноцветный.

2. Семена фасоли, зерновки.

3. Гербарии корневых систем.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение.

На прошлом уроке мы с вами изучили
сравнительную характеристику голосеменных и
покрытосеменных растений. Повторите по тетради.
Ответьте на тестовые задания(5-7минут). Каждой
группе раздаются утверждения, выбрать какие из
них верны и какие не верны.

Доказать свой выбор.

1 группа учеников.

1. Голосеменные растения –
исключительно деревья (не верно, так как
встречаются кустарники).

2. Наибольшее число видов среди
голосеменных растений имеют хвойные растения
(верно).

3. Все хвойные растения вечнозеленые
(не верно, лиственница сбрасывает листву).

4. У всех хвойных растений узкие,
игольчатые листья, получившие названия “хвоя”
(верно).

5. Цветковые растения относятся к
классу двудольные (не верно, отдел “цветковые”
выше, чем класс).

2 группа учеников.

1. Голосеменные растения не цветут и не
образуют плоды (верно).

2. Семена у голосеменных развиваются в
мужских и женских шишках (не верно, в женских).

3. У большинства хвойных растений
мужские и женские шишки (верно).

4. Семена сосны обыкновенной созревают
через 1,5 года после опыления (верно).

5. Рыльце – важная часть завязи пестика
(верно).

3 группа учеников.

1. На ветвях ели иглы живут 5-7 лет
(верно).

2. У лиственницы хвоинки живут 2–3 года
(не верно, лиственница сбрасывает свои хвоинки
каждый год).

3. У сосны хвоинки растут по 2 на очень
коротких побегах (верно).

4. Хвоинки на побегах ели растут по 3 (не
верно, они сидят на ели одиночно).

5. Покрытосеменные растения — самая
молодая группа растений в царстве растений
(верно).

4 группа учеников.

1. Иглы ели короткие и остроконечные
(верно).

2. Сосна и ель – ветроопыляемые
растения (верно).

3. Молодые женские шишки у сосны
находятся на концах молодых побегов (верно).

4. Женские шишки у сосны растут тесными
группами (не верно, скопления образуют мужские
шишки).

5. Большинство культурных растений это
представители отдела покрытосеменных (верно).

(Вопросы используются из пособия
“Конспекты уроков для учителя биологии 6-го
класса” А.В. Марина Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС).

Из этой работы, которую мы провели,
видно, что вы знаете основные признаки
голосеменных и покрытосеменных растений.

Признаки голосеменных растений:

-образуют семена;

-семя “лежит” открыто на чешуе шишки;

-опыление происходит с помощью ветра;

-только древесные формы.

Признаки покрытосеменных растений:

-образуют семена, но они находятся
внутри плода;

-у них имеются цветки, поэтому
называются цветковыми растениями;

-опыление происходит ветром,
насекомыми, птицами, млекопитающими;

-имеются как древесные, так и
травянистые растения.

4. Изучение нового материала.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с
характерными признаками класса двудольных и
однодольных отдела покрытосеменных растений в
ходе лабораторной работы.

Обратите внимание на классификацию
царства растений, с какими отделами мы с вами уже
познакомились?

Запись в тетради: Лабораторная работа
№ 19.

Тема: Знакомство с разнообразием
покрытосеменных на примере комнатных растений.

Цель работы:

Знакомство с характерными признаками
класса двудольных и однодольных растений.

План работы на инструктивных
карточках (Приложение 1).

Вопрос (постановка проблемы).

Какие органы нужно рассмотреть, для
того чтобы отнести растение к какому-либо классу?

Раздаются карточки с таблицей (Приложение 2).

Ход работы:

Приступим к выполнению плана.

  1. Вспомните типы корневых систем:
  2. -стержневая корневая система –
    главный корень хорошо выражен и занимает
    стержневое положение. Главный корень
    развивается из зародышевого корешка.

    — мочковатая корневая система –
    состоит из одинаковых по размерам ветвящихся
    придаточных и боковых корней, поэтому имеют вид
    пучка (мочки).

    Вопрос.

    У какого класса отдела
    покрытосеменных, какая корневая система?

    Предполагаемый ответ.

    У большинства двудольных растений
    стержневая корневая система, у однодольных –
    мочковатая. Запишите в таблицу.

  3. Представим, что строение среза стебля мы
    рассматриваем под микроскопом (работа с
    демонстрационными рисунками):

— на рисунке 1 изображен срез стебля
двудольных растений;

— на рисунке 2 изображен срез стебля
однодольных растений.

Вопрос.

Чем отличаются расположение сосудов
проводящей системы двудольных и однодольных
растений?

Предполагаемый ответ.

Расположение сосудов у двудольных
растений кольцевое, а у однодольных растений –
отдельными пучками.

Запишите в таблицу.

3. Рассмотрим расположение листьев на
стебле дифенбахии, кливии, рео разноцветной.

Вопросы (предполагаемые ответы в
скобках).

1. Как называется эта часть листа?
(листовая пластинка);

2. Как называется эта часть листа?
(черешок);

3. Как прикрепляются листья к стеблю? (с
помощью черешка);

4. А как прикрепляются листья к стеблю у
кливии и Рео разноцветной? (листья без черешка).

Запишите в таблицу.

4. Рассмотрим жилкование листьев
изучаемых растений (эвристическая беседа).

У дифенбахии хорошо выражена главная
жилка, которая разветвляется на множество жилок.
Значит, у двудольных растений жилкование
сетчатое или перистое.

Посмотрите на листья таких растений
как кливии и Рео разноцветной.

Как называется такое жилкование?

Предполагаемые ответы:

Параллельное жилкование, характерное
для однодольных растений.

Запишите в таблицу.

5. Рассмотрите строение семени.

Снимите кожуру с семени фасоли и
надавите на семя.

Что произошло с семенем? (распалась на
две дольки, называемыми – семядолями).

Запасные питательные вещества,
находятся в семядолях. Характерный признак – в
зародыше семени две семядоли, поэтому класс
называют “Двудольные растения”. Не у всех семян
двудольных растений такие крупные семядоли,
большинство мало расчлененные, еле заметные
семядольки.

Попробуйте снять кожуру с зерновки,
она не снимается и, надавив на семя, не
распадается. Это потому, что в зародыше семени
одна семядоля.

Запас питательных веществ находится в
эндосперме. Характерный признак – в зародыше
одна семядоля, поэтому класс называют
“Однодольные растения”.

Запишите в тетрадь.

5. Обобщение (групповая работа с
таблицей в тетради)

Посмотрите по записям еще раз все
признаки классов растений и назовите их:

1 группа: характерные признаки для
двудольных растений.

2 группа: характерные признаки для
однодольных растений.

3 группа: различия класса двудольных
растений и класса однодольных растений.

4 группа: сходства класса двудольных
растений и класса однодольных растений.

6. Вывод.

1. Так, как данные растения имеют все
органы, они относятся к высшим растениям.

2. Так, как они имеют цветки, их относят
к цветковым растениям.

3. Так, как семена находятся внутри
плода, их называют покрытосеменными.

7. Домашние задания.

Пункт 43,

— к каждому характерному (изученному)
признаку зарисовать рисунок;

— вспомнить растения, имеющие
исключения от некоторых признаков.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *