Урок литературного чтения по произведению Г.Сапгира Леса-чудеса программа Школа-2100

  • Карлова Галина Ивановна, учитель начальных классов

Цель: стимулирование творческого
самовыражения детей, развитие интереса к чтению
средствами литературного произведения.

Задачи:

  1. Формирование навыка грамотного, внимательного
    чтения.
  2. Воспитание интереса к предмету, заботы,
    бережного отношения к природе и её обитателям.
  3. Развитие и обогащение речи, творческого
    мышления и воображения.
  4. Формирование коммуникативных навыков,
    позитивных межличностных отношений,
    положительных эмоций.

Ход урока

I. Орг. момент. Минута вхождения в урок. (на
фоне лирической музыки)

— Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы
улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо,
что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и
добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что
мы пожелаем сегодня друг другу?

(Дети передают игрушку и говорят пожелания друг
другу)

— Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните
вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о
них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого
снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю
вам хорошего настроения и бережного отношения
друг к другу.

II. Работа над развитием речевого аппарата.

1). Релаксация и дыхательная гимнастика.

— Вокруг себя повернитесь и в деревья
превратитесь. Представьте, что вы превратились в
дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите в
кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает
большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы –ы
–ы”.

— А сейчас превратимся в берёзы. Берёзы
раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите
расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют
высоким голосом: “и – и – и”.

(Инструкция перед произнесением звука – забор
воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

2). Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: “Улыбочка”, “Заборчик”,
“Трубочка”, “Хоботок” (2 раза, чередование)

Статические упражнения для языка:
“Лопаточка”, “Иголочка” (чередование)

Массаж языка: “Накажем язычок” (на 6 счетов
вперед – назад)

3) Упражнение из вокалотерапии. Чтение
стихотворения в разных регистрах (с доски)

Это песенка про смех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Мы поем ее для всех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Так смеются все зверята
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Медвежата и тигрята
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
И ребята все хохочут
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Все кругом гремит, грохочет!

(низко)

Эта песенка про смех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Мы поем ее для всех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха
Так смеются все зверята
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Лягушата и мышата
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
И ребята все хохочут
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Все кругом пищит, стрекочет!

(высоко)

III. Актуализация знаний.

1) – Я для вас приготовила музыкальный сюрприз.
Послушайте внимательно отрывок из песни Ю.
Энтина, чтобы потом ответить на мой вопрос.

(Звучит отрывок из песни Ю. Энтина “В мире
сказок”)

— Какая сказочная примета упоминается в песне?

2) – Расскажите о сказке как жанре устного
народного творчества. Что мы уже знаем про
сказки?

(рассказывает ученик у доски и собирает
опорную схему по рассказу (домик))

3) – Вспомните, на чем совершают сказочные герои
свои путешествия? (На ковре-самолете, в ступе, в
сапогах-скороходах, на летучем корабле)

IV. Работа со стихотворением Г. Сапгира
“Леса-чудеса”.

А) До чтения.

-Сегодня я тоже предлагаю вам отправиться в
сказку. Рассмотрите иллюстрацию. Кто герои
нового произведения? Что необычного в их
изображении? Где будут происходить события?

— Прочитайте заглавие и имя автора.

— Знакома ли вам фамилия автора? Какие
произведения мы уже читали?

— Какие чудеса могут быть в лесу?

— Как вы думаете, какое стихотворение по
настроению мы будем читать? Почему? Что
подсказало вам ответ?

Б) Чтение стихотворения про себя.

В) Вопросы после чтения.

— Оправдались ли наши предположения о героях
стихотворения, месте событий, настроении?

— Кто из героев вам понравился больше других?

— Давайте совершим все вместе путешествие в
леса – чудеса.

Г) Чтение вслух и размышления по ходу чтения.

1 строфа. – “Мы с тобой” поедем в леса – это о
ком идет речь?

— Какие чудеса мы сразу увидим?

2 строфа. – Автор впервые отправляется в эти
леса? (Нет. Он знаком с жителями леса, знает их
повадки, их быт, привычки)

— Почему медведь умный, ведь во всех сказках он
недотепа?

— С чем сравниваются глаза Совы? Генрих Сапгир,
наверное , ночью был в лесу, поэтому смог
подобрать столь удачные сравнения)

— Найдите лесную песню, прочитайте. Почему в ней
такие простые слова? (Она о том, что знакомо
лесным обитателям).

— Кто попробует спеть эту песенку? (дети слушают
стоя)

— Давайте споем ее вместе. (ФИЗМИНУТКА)

3 строфа. – Каким представляете Льва?

— Для чего у него на двери табличка?

— Как Лев мог оказаться в лесу? (Это сказка, в ней
все может быть).

4-5 строфа. – Чем вас еще удивил этот край?

6 строфа. – Захотелось ли вам поехать в леса-
чудеса?

Вопросы после чтения.

— Сумел ли Генрих Сапгир вас убедить, что в лесах
происходят чудеса?

— Чем это стихотворение-сказка отличается от
других сказок? (Здесь нет борьбы добра со злом.
Это самая добрая сказка. Зло (в виде рогаток,
оружия ) автор в сказку не пускает).

V. Работа в группах.

1) — Сейчас вас ожидает еще один сюрприз.
Наклонитесь вправо, посмотрите вниз. Нет ничего?
Наклонитесь влево, посмотрите. Тоже нет?
Повернитесь назад, посмотрите, у гостей тоже нет?
Встаньте, загляните под стульчики.

(Дети находят листочки с именами героев
стихотворения).

— Сгруппируйтесь по героям. Перечитайте в
группе стихотворение и расскажите о героях
стихотворения.

(Дети обсуждают в группах и рассказывают).

(Лиса очень ответственная, трудолюбивая, любит
чистоту. Медведь умный, добродушный,
компанейский, любит ходить в гости, петь. Сова
мудрая, гостеприимная. Лев добрый, вежливый,
ласковый, гостеприимный. Олень игривый,
жизнерадостный, затейник).

2) – Ребята, кто попробует прочитать это
стихотворение выразительно? С какой интонацией,
настроением мы будем читать это стихотворение?

Дома поучитесь читать выразительно это
стихотворение. Может, кто-то сочинит веселую
песенку.

Вопросы после чтения. – Можете ли вы,
прочитав это стихотворение, выделить 2-3 основные
черты Генриха Сапгира? (доброта, гуманизм)

Найдите в тексте, какой закон придумал автор
для посетителей сказочного леса?

— Мы с вами побывали в сказочном лесу. А в нашей
жизни существуют леса-чудеса?

— Что чудесного можно увидеть в лесу?

— А как же сделать так, чтобы и наши леса
оставались такими же прекрасными и красивыми,
как в сказке? (беречь и охранять природу)

3) –Я вам предлагаю творческое задание.
Разбейтесь на три группы.

Первой группе – придумать законы для
посетителей леса.

Второй группе – нарисовать и объяснить знак
или “Как вести себя в лесу”.

Третьей группе – подумать и рассказать,
какая польза будет от выполнения всех правил

VI. Итог урока. Защита мини-проектов.

VII. Домашнее задание. Подготовить
выразительное чтение или выучить наизусть
стихотворение, нарисовать иллюстрацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *