Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.С. Занкова Как определить спряжение глаголов с безударными личностными окончаниями

  • Петрова Марина Степановна, учитель начальных классов

Цель: знакомство со способом
определения спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями.

Задачи:

  • Познакомить детей со способом определения
    спряжения глаголов с безударными личными
    окончаниями.
  • Способствовать формированию навыка
    правописания безударных окончаний глаголов.
  • Продолжить работу над формированием
    орфографической зоркости.
  • Способствовать развитию интереса к русскому
    языку через занимательный материал,
    используемый на уроке.

Оборудование: карточки «образец
написания строчной буквы е», слова «негодовать»,
«негодяй»,
ватман, фломастеры,толковый
словарь Ожегова, орфографические словари на
каждую парту, таблички «спряжение глаголов» для
инд.работы, таблички «окончания глаголов 1 и 2
спряжения»,

Раздаточный материал: «Сказка о том,
как Глагол-инфинитив глагольчикам помог».

ХОД УРОКА


1. Оргмомент

– Откройте
тетради, запишите сегодняшнее число, название
дня недели, вид работы.
– Сразу обращаю внимание «флажков» на
дополнительное задание: ТПО стр.29-30

2. Фиксирование изученного материала

Словарная работа:

На ватмане записаны слова: ж_ле, б_кас, д_бют,
вмест_, д_серт, п_сок, с_р_бро, тр_вога, п_нал,
м_талл.

– Значение какого слова вам непонятно?
– Проверьте слова по словарю, вставьте
пропущенные буквы.

Дети вставляют пропущенные буквы на ватмане.

Что объединяет все эти слова? (Безударный
гласный в корне обозначен буквой е)

– Какую работу выполняет эта буква в данных
словах? (Указывает на мягкость
согласного звука)

Минутка чистописания:

На доске карточка со строчной буквой е.

– Вспомните, как пишется эта буква, пропишите
её в тетради правильно и аккуратно.
– В словарном слове, с которым мы познакомимся
сегодня на уроке, встретится не только
безударный гласный, обозначенный буквой е. Прочтите
это слово: негодовать.
Назовите орфограммы гласных звуков,
которые встретились в этом слове. (Безударный
гласный во втором и третьем слоге обозначен
буквой о)

– Запишите соединение букв ео в
тетради.
Объясните лексическое значение слова
«негодовать».

А кто такой «негодяй»? Что
можно сказать об этих словах?

Разбор слова по составу.

– Разберите слово «негодовать» по
составу. (Ученик работает у доски)

Назовите правильно орфограммы
гласных звуков, которые встретились в этом слове.
(Безударный гласный в корне, безударный
гласный в суффиксе)
Прочтите ещё раз слово, определите,
какой частью речи оно является. (Это –
глагол)

Докажите, что данное слово является
глаголом. (Слово негодовать отвечает
на вопрос «Что делать?» и обозначает действие
предмета)

Что ещё мы знаем о глаголе? (Глагол
имеет грамматические значения времени, лица,
числа, а в прошедшем времени изменяется по родам)

Определите грамматические значения
глагола «негодовать». (Мы не можем
этого сделать, поскольку этот глагол стоит в
неопределенной форме)

– Что такое – неопределённая форма глагола? (Это
начальная форма, от основы которой при помощи
суффикса или без него образуются другие
грамматические формы)

По какому признаку вы определили, что
это – глагол-инфинитив? (По суффиксу
ТЬ)

– Какие ещё суффиксы указывают на
неопределённую форму глаголов?

Работа на доске (вызываю слабых учеников) и в
тетради.

– От данных глаголов-инфинитивов образуйте
глаголы в прошедшем времени, в единственном
числе мужского рода.

Синеть –
Бледнеть –
Вступать –
Ехать –
Писать –
Клеить –

Какую ещё орфограмму необходимо
отметить в слове «негодовать»? (Частица
не с глаголами пишется отдельно, кроме
слов, которые без не не
употребляются. В глаголе «негодовать» не
– это часть корня)

Физминутка

– Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный
материал. Я называю глаголы. Если глагол пишется
отдельно с частицей не, вы приседаете.
Ну а если нет, то вместе – встаёте на носочки и
потягиваетесь.

Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не
плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся,
ненавидит, неваляшка.

Почему же вы ничего не сделали? (Потому
что слово «неваляшка»
существительное)

3. Работа над новым материалом

Что нового о глаголе мы узнали на
прошлом уроке? (Что глаголы спрягаются)
– А что такое «спряжение» глаголов?
(Изменение глаголов по лицам и числам
называется спряжением)

– Сколько спряжений имеют глаголы?
– По какому признаку мы разделяем глаголы на
1 и 2 спряжение?
(По личным окончаниям)
1 команда выбирает карточки с л.о.
глаголов 1 спряжения, 2 – с л.о. глаголов 2
спряжения. Пока они заняты этой работой,
остальные ребята выделяют окончания глаголов в
табличке

Ф.И.___________________________


Число Лицо 1 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Иду, мою
Идёшь, моешь
Идё
, моет
Множественное 1-е
2-е
3-е
Идём, моем
Идёте, моете
Идут, моют
Число Лицо 2 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Спешу, говорю
Спешишь, говоришь
Спешит, говорит
Множественное 1-е
2-е
3-е
Спешим, говорим
Спешите, говорите
Спешат, говорят

Какое правило поможет нам
правильно написать окончание глагола? (Под
ударением личные окончания глаголов пишутся так,
как слышатся)

Письмо с доски

– Выпишите те глаголы, где нет сомнений в
правописании окончаний.

Нес_шь, зна_шь, говор_шь, стро_те, бер_те, пиш_т.

– Зачитайте оставшиеся глаголы. Можно ли точно
утверждать, какую гласную нужно вставить? Почему?
(Потому что окончания безударные,
сомнительное написание)

Постановка проблемного вопроса.

– Так что же нужно сделать, чтобы написать
безударное окончание глагола без ошибки? Будем
разбираться?
– Вначале ребята прочитают вам сказку. Помните:
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок!»
Замечательная сказка! Но вернёмся к
нашему вопросу. Кто его помнит?
– Нам необходимо из этой сказочной истории
добыть научную информацию и обработать её. Итак,
как наш герой инфинитив определял место
жительства глагольчиков с безударным
окончанием? (По гласной букве перед суффиксом
ть)

– Мы ответили на наш вопрос или сказочную
историю нужно ещё проверить?

Работа с учебником упр. 140 (2)

– Прочитайте глаголы в неопределённой форме.
– Сравните суффиксы в основах глаголов, что
заметили? (Гласный в суффиксе под ударением)
– Можно ли определить спряжение этих глаголов?
Как?
– Прочтите правило на стр. 93. Кто помнит, на какой
вопрос мы пытались ответить? Мы ответили на наш
вопрос?

5. Итог урока

– Скажите, что нового вы узнали на нашем уроке?
Как определить спряжение глагола с безударным
личным окончанием?

Оценки за урок.

6. Домашнее задание: правило на стр. 93,
упр. 141

орфограммы

на ватмане

на доске

на доске

Показ

Карточка
Работа с толковым словарём.

Проверка

Указываю на орфограммы

На доске схему

Работа со сл. уч.

Проверка

Работы на краешек стола.

Один ученик пишет за доской
Проверка

?

Уточнить

Приложение 1.

Ф.И.___________________________

Число

Лицо 1 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Иду, мою
Идёшь, моешь
Идёт, моет
Множественное 1-е
2-е
3-е
Идём, моем
Идёте, моете
Идут, моют
Число Лицо 2 спряжение
Единственное 1-е
2-е
3-е
Спешу, говорю
Спешишь, говоришь
Спешит, говорит
Множественное 1-е
2-е
3-е
Спешим, говорим
Спешите, говорите
Спешат, говорят

Приложение 2.

Признаки 1 спряжения

Признаки 2 спряжения

-ешь
-ет
-ем
-ете
-ют
-ут
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат
-ят

Приложение 3.

Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не
плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся,
ненавидит, неваляшка.

Приложение 4.

Сказка о том, как глагол-инфинитив
глагольчикам помог.

Поурочные разработки к учебнику
А.В.Поляковой (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО»,
2004, 240 с. – (В помощь школьному учителю)

Дело было так. Однажды жители города
Первоспряженска и жители города Второспряженска
отправились в лес. Они даже не сговаривались
между собой, просто в один день взяли и пошли по
грибы. И заблудились!
Приближалась ночь, уже и туман сгустился. А
дороги обратно не видно. Лес да тьма кругом! И чем
дальше шли по лесу глагольчики, тем дальше
уходили они от своих домов. Но главное – без мэра
Ударения никак нельзя было разобраться, кто из
Первоспряженска, а кто из Второспряженска. К утру
вышли они на полянку и увидели рыцаря на белом
коне.
«Ты кто?» – спросили его глагольчики.
«Я – рыцарь Инфинитив. Я из древнего
старинного рода. А вы кто?»
«А мы – глагольчики из Первоспряженска и
Второспряженска, только без нашего мэра, без
Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого
города.»
«Ах, так вы, значит, глагольчики с безударными
окончаниями?! – догадался рыцарь. – Ну вашему
горю можно помочь! Я знаю дорогу в оба ваших
города и я вас отвезу.
Только, чур, по одному, а то моему верному коню
будет слишком тяжело».
Как только глагольчик садился в седло, рыцарь
сразу спрашивал, какая гласная буква стоит перед
ть у этого глагольчика в
неопределённой форме.
Если в неопределённой форме глагольчик
оканчивался на —ить, Инфинитив отвозил
его в город Второспряженск.
Если же у глагольчика в неопределённой форме
перед —ть была какая-нибудь другая
гласная буква, но не , то рыцарь
отвозил его в город Первоспряженск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *